Главная | Регистрация | Вход | RSSВторник, 25.04.2017, 21:30

Современный трансцендентализм

[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Страница 1 из 11
Модератор форума: SergKatrechko 
Форум » Cовременный трансцендентализм » Прикладные трансцендентальные исследования (8) » Трансцендентальный метод применительно к философии (8.7)
Трансцендентальный метод применительно к философии (8.7)
СБДата: Понедельник, 26.04.2010, 09:26 | Сообщение # 1
Генералиссимус
Группа: Модераторы
Сообщений: 912
Репутация: 158
Статус: Offline
(Предуведомление.
Сергей! Мы рассматриваем приложение трансцендентального метода к таким наукам, как физика, математика, логика. Хорошо бы еще рассмотреть приложение его к биологии и истории. А я лично в последнее время пытаюсь найти приложение его к самой науке философии. Этому способствует предлагаемое сообщение. Изначально выложил его на сайте «Философский штурм» (в теме «Философское сообщество»), но счел нужным продублировать и здесь. Если по каким-либо причинам Вы сочтете его не соответствующим Вашим взглядам на трансцендентализм или задачам настоящего форума (сообщества современных трансценденталистов), прошу, удалите его и эту новую ветвь.
С уважением СБ)

Смыслы мира

Философ должен, просто обязан отвечать на вызов эпохи. Конечно, это не означает, что он сломя голову должен броситься в круговорот социальной борьбы и политической текучки. Напротив, он должен отстраниться от мира, чтобы в тиши созерцания уловить назревающие смыслы этого самого мира.
И, конечно, эти смыслы должны проявляться в его духе, в его разуме, там они будут улавливаться, но это отнюдь не означает, что он их сам придумывает или по своей прихоти конструирует. Они объективно складываются в мире, в истории, в жизни отдельных людей и всего человечества.
Великое искусство – улавливать мировые смыслы. Поэты владеют им в совершенстве. Ученые тоже, но они улавливают в основном смыслы, касающиеся природных вещей. Для смыслов жизни и духа у ученых не хватает методологии. Верующие, наоборот, улавливают вечные, идеальные смыслы Царства Божьего, но у них тоже не хватает методологии отслеживать эпохальные перемены мировой жизни.
К поэтам примыкают философы, хотя их методологии несколько отличаются. Поэты схватывают мировые смыслы с помощью эстетического созерцания, а философы с помощью мыслительной медитации, или мышления. В среде тех и других есть опасность, когда к их сообществам примыкают люди, освоившие лишь формально, поверхностно методологию (соответственно) стихосложения или мышления. Первых называют графоманами, вторых – мыслеманами.
Все начинающие поэты и философы проходят стадию графо- или мысле-манства. Рецепт предохранения один – как у ученых. Почему? Потому что, если ты не открыл новый смысл природного мира, ты не ученый. Так должно быть и у философов. Если ты, пусть даже измыслив горы мыслей и исписав тонны бумаги, не открыл нового смысла мира в целом – ты не философ.
Смысл мира по определению не может быть индивидуальным. Он – мировой, принадлежащей всей человеческой культуре. А посему, хотя созерцание и улавливание его философом происходит в полнейшем одиночестве (в тиши кабинета или на лоне природы), всё же обкатывается и апробируется новый смысл, как минимум, в локальном философском сообществе, а как максимум – во всем общественном сознании. Иначе, что же это за смысл, который не коммуницирует и не резонирует со своей эпохой.
Величайшая миссия философа – улавливать, оформлять в продукты мышления (понятия, категории, теории, системы) и поставлять миру его же смыслы. Эта миссия изначальна трансцендентальна (запредельна сознанию) и только по мере накопления у философа опыта познания она все больше и больше осознается, имманентизируется и в идеале даже предписывается всему философскому сообществу в качестве его основной задачи и цели.
Кант – величайший философ потому, что схватил один из главнейших мировых смыслов эпохи XVIII-XIX веков – смысл трансцендентализма. Можно предположить (а по многим параметром это уже очевидно), что тенденция этого смысла в XX –XXI веках шла и идет к новому эпохальному смыслу – смыслу имманентной трансцендентальности или трансцендентальной имманентности. Одним словом, к смыслу трансимманентности.
Философское сообщество предполагает некую деятельную общность (или, как сказал бы Аристотель, общность энтелехии). Как ни странно, история показывает, что такой общностью могут выступать даже графомания, мыслемания, идеомания, хотя в историческом плане подобные сообщества все же представляют эрзацы философии. Истинное философское сообщество – то, которое базируется на или вокруг производства мировых смыслов. И тем самым представляет не просто механическую сумму членов, а органический элемент, способный репродуцировать и рекультивировать философию как форму мирового общественного сознания (или, как говорю я, форму формалии).

 
КорвинДата: Понедельник, 26.04.2010, 23:19 | Сообщение # 2
Подполковник
Группа: Друзья
Сообщений: 178
Репутация: 0
Статус: Offline
Интересно, а у эпохи всегда есть только один смысл или их может быть несколько. Наверно если эпоха имеет в точности два смысла, ее следует называть двусмысленной.
 
ГретхенДата: Воскресенье, 02.05.2010, 12:02 | Сообщение # 3
Сержант
Группа: Друзья
Сообщений: 21
Репутация: 0
Статус: Offline
СБ: Верующие, наоборот, улавливают вечные, идеальные смыслы Царства Божьего, но у них тоже не хватает методологии отслеживать эпохальные перемены мировой жизни.

Гретхен: Ну, положим, верующие, в лучшем случае, улавливают то, что им проповедник или старейшины обшины вдалбливают, а те книгу книг цитируют (я о приличных религиях) – вот и всё отслеживание.

СБ: К поэтам примыкают философы, хотя их методологии несколько отличаются. Поэты схватывают мировые смыслы с помощью эстетического созерцания, а философы с помощью мыслительной медитации, или мышления. В среде тех и других есть опасность, когда к их сообществам примыкают люди, освоившие лишь формально, поверхностно методологию (соответственно) стихосложения или мышления. Первых называют графоманами, вторых – мыслеманами.

Гретхен: С помощью медитации нельзя ничего схватить, медитация – это уже обработка схваченной информации (в максимальной отключке от мира сего). Поэты тоже мыслители, а философы не мыслящие «картинками» - те кто механически используют какие-либо алгоритмы.

СБ: Если ты, пусть даже измыслив горы мыслей и исписав тонны бумаги, не открыл нового смысла мира в целом – ты не философ.
Смысл мира по определению не может быть индивидуальным. Он – мировой, принадлежащей всей человеческой культуре.

Гретхен: Мне кажется, философ – это процесс. Впрочем, и он должен приводить хотя бы к одному результату, «который не коммуницирует и не резонирует со своей эпохой.»

СБ: Величайшая миссия философа – улавливать, оформлять в продукты мышления (понятия, категории, теории, системы) и поставлять миру его же смыслы. Эта миссия изначальна трансцендентальна (запредельна сознанию) и только по мере накопления у философа опыта познания она все больше и больше осознается, имманентизируется и в идеале даже предписывается всему философскому сообществу в качестве его основной задачи и цели.
Кант – величайший философ потому, что схватил один из главнейших мировых смыслов эпохи XVIII-XIX веков – смысл трансцендентализма.

Гретхен: А Кант трактует свою методологию как критический подход к оформлению «улавливаемого». Ничего запредельного.

Корвин:
Интересно, а у эпохи всегда есть только один смысл или их может быть несколько. Наверно если эпоха имеет в точности два смысла, ее следует называть двусмысленной.

Гретхен: Эпоху обычно подразумемают геологическую или культурную.
НЭС дает такое определение эпохи: «(от греч. epoche - букв, остановка) - временная точка, с которой начинается новое развитие или определенный отрезок времени.» Обычно такая точка является стечением нескольких обстоятельств. Типичный штамп: «В сложную эпоху ...». Однозначная эпоха – сугубо априорное понятие, для чистого теоретизирования.

Сообщение отредактировал Гретхен - Воскресенье, 02.05.2010, 12:06
 
КорвинДата: Воскресенье, 02.05.2010, 16:17 | Сообщение # 4
Подполковник
Группа: Друзья
Сообщений: 178
Репутация: 0
Статус: Offline
Гретхен,

Вы опять меня не поняли. Претензии к начальному посту в том, что не ясно в каком значении СБ использует слово «смысл». Согласно толковому словарю у слова «смысл» есть два основных значения: 1. сущность; 2. соответствие некоторой цели. Если смысл для СБ это сущность, то смысл у эпохи должен быть один и не понятно как в одну эпоху могут философствовать сразу несколько не согласующихся между собой философов. Если же «смысл» употребляется в значении соответствия некоторой проблематике, то естественный вопрос – какова она эта проблематика многократно рекламируемого СБ трансимманентизма. И чем она отличается от проблематики трансцендентализма.

 
СБДата: Понедельник, 10.05.2010, 09:23 | Сообщение # 5
Генералиссимус
Группа: Модераторы
Сообщений: 912
Репутация: 158
Статус: Offline
Корвин: Претензии к начальному посту в том, что не ясно в каком значении СБ использует слово «смысл».
СБ: Исключительно в трансцендентальном значении. Используя традиции немецкой философии, можно сказать, что смыл – это Sache.

Корвин: Согласно толковому словарю у слова «смысл» есть два основных значения: 1. сущность; 2. соответствие некоторой цели.
СБ: Я никогда не приветствовал изучение философии по словарям. Вряд ли Вы там найдете второй нюанс смысла – Sachverhalt, что означает, по Витгенштейну, атомарное соотношение Sache. См. и ср.: http://transcendental.ucoz.ru/forum/10-7-422-16-1273169447

Корвин: …у эпохи должен быть один смысл и не понятно, как в одну эпоху могут философствовать сразу несколько не согласующихся между собой философов.
СБ: Я не говорю о познании сущности эпохи, я говорю о мировых философских смыслах (их множество, возможно, актуально бесконечное), которые проявляются («детализируются» или индивидуализируются) в конкретную эпоху в специфическом виде, в зависимости от особенностей мыслительной организации конкретного философа.

Корвин: …естественный вопрос – какова она, эта проблематика многократно рекламируемого СБ трансимманентизма?
СБ: Если интересно, сообщите почтовый адрес, я вышлю Вам бесплатно две моих монографии: «Трансимманентная философия» (М.: МАКС Пресс, 2008) и «Альфическая философия» (М.: МАКС Пресс, 2009).

С уважением СБ

 
КорвинДата: Понедельник, 10.05.2010, 23:16 | Сообщение # 6
Подполковник
Группа: Друзья
Сообщений: 178
Репутация: 0
Статус: Offline
С. Борчикову

И так эти Sache существуют сами по себе, не являясь собственностью эпохи. В конкретную эпоху они могут только проявляться «в зависимости от особенностей мыслительной организации конкретного философа». Т.е. собственно философы и проявляют Sache своими философствованиями.

«Кант – величайший философ потому, что схватил один из главнейших мировых смыслов эпохи XVIII-XIX веков – смысл трансцендентализма».
Означает ли это что «смысл трансцендентализма» был «главнейшим мировым смыслом эпохи XVIII-XIX» и помимо Канта или что именно Кант сделал его таковым?

«Можно предположить (а по многим параметром это уже очевидно), что тенденция этого смысла в XX –XXI веках шла и идет к новому эпохальному смыслу…»
Оказывается смыслы (Sache) способны меняться и обнаруживают при этом «тенденции». Не понятно только – должны ли философы стремиться улавливать эти тенденции или сами их создавать.

«Если интересно, сообщите почтовый адрес, я вышлю Вам бесплатно две моих монографии»
Спасибо, но право совестно утруждать Вас пересылкой книг, которые может быть, я только бегло просмотрю.

 
СБДата: Среда, 12.05.2010, 11:21 | Сообщение # 7
Генералиссимус
Группа: Модераторы
Сообщений: 912
Репутация: 158
Статус: Offline
Корвину!
Спасибо. Вы затронули один из самых трудных философских вопросов: что есть новое в философии?
У меня нет стопроцентного ответа, есть гипотезы, давайте вместе порассуждаем.
Есть три ситуации:
1) философская предметность (в том числе Sache) существует извечно: разные мыслители лишь ее индивидуализируют и конкретизируют (след., смыслы суть вещи-в-себе),
2) во время конкретизации происходят такие вариации и интерпретации, которые являются новыми, т.е. сама предметность не приращается, но ее вариации есть новое (след, смыслы зависят от способа познания мыслителя),
3) в новые исторические эпохи происходит приращение именно предметности (в т.ч. и Sache). Это новое сливается с наличной предметностью в трудно различимое всеединство мировой мудрости (след., смыслы творятся именно философами).
К слову сказать, для меня трансцендентальный метод Канта как раз тем и ценен, что, обращая внимание на формы познания и трансцендентальные (скрытые) смыслы, помогает выводить их на свет сознания и расширять объем философских знаний.
Развитие идеи см. http://transcendental.ucoz.ru/forum/10-23-429-16-1273686280
 
Форум » Cовременный трансцендентализм » Прикладные трансцендентальные исследования (8) » Трансцендентальный метод применительно к философии (8.7)
Страница 1 из 11
Поиск:


Работа форума поддержана грантом РГНФ № 12–03–00503
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz