Главная | Регистрация | Вход | RSSПятница, 23.06.2017, 21:57

Современный трансцендентализм

[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Страница 1 из 11
Модератор форума: SergKatrechko 
Форум » Cовременный трансцендентализм » Предшественники и пред-критическая метафизика Канта (6) » И.Ламберт как предшественник трансцендентализма Канта
И.Ламберт как предшественник трансцендентализма Канта
SergKatrechkoДата: Воскресенье, 23.06.2013, 20:06 | Сообщение # 1
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 2192
Репутация: 397
Статус: Offline
И.Ламберт как предшественник трансцендентализма Канта
 
SergKatrechkoДата: Воскресенье, 23.06.2013, 20:15 | Сообщение # 2
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 2192
Репутация: 397
Статус: Offline
Судя по всему, Кант если не "зависим", то многое позаимствовал у И.Ламберта, точнее они повлияли друг на друга. Тем более, что даже переписывались друг с другом.

Вот три энциклопедических статьи о нем и его взаимосвязи с Кантом:
http://dic.academic.ru/dic.nsf....0%D0%A2


ЛАМБЕРТ (Lambert) Иоганн Генрих (26 августа 1728, Мюльхпузен — 25 сентября 1777, Берлин) — немецкий философ, логик, математик, физик и астроном. Активно переписывался с Кантом, высоко ценившим его философские идеи, а также гипотезу о происхождении и устройстве мироздания, изложенную в “Космологических письмах” (Kosmologische Briefe über die Einrichtung des Weltbaues, 1761). Автор серьезных исследований и самостоятельных открытий в области метеорологии, фотометрии, акустики, геометрии, теории вероятностей ит. д. Будучи последователем логических weu Лейбница, достиг значительных результатов в области анализа языка науки, семиотики и семантики; стал одним из основателей логики классов и отношений, нетрадиционного понимания теории силлогизмов и других новаторских принципов и подходов, предвосхитивших будущие разработки математической логики, ряд идей логического позитивизма и аналитической философии 19—20 вв.

Ламберт явился одним из самых значительных предшественников кантовского критицизма. Усматривая основной недостаток локковского эмпиризма в отсутствии строгих методов и неспособности обосновать возможность всеобщего и необходимого теоретического знания, Ламберт вместе с тем резко критиковал и вольфианскую метафизику за ее чрезмерный логицизм, увлечение абстрактными принципами и формальными дефинициями понятий и т. п. В силу этого, по его мнению, метафизика превратилась в набор темных слов, недостоверных и оторванных от опыта понятий, а потому нуждается в серьезном пересмотре ее оснований и принципов. Рассмотрению этих вопросов был посвящен главный труд Ламберта “Новый Органон” (Neues Organen, Bd. 1—2,1764), ставший одним из первых исторических очерков по логике, теории и методологии научного познания от античности до Нового времени.

Решение проблемы достоверности научной картины мира Ламберт связывал с обнаружением “простого в познании”, или “реальных понятий”, которые “навязываются” нам самой природой, позволяют “схватывать” вещи “как они есть сами по себе” и выражаются посредством “корневых слов”. Последние служат основанием и материалом для построения системы знаний о мире с помощью “понятий отношений”, логических правил и грамматических связок, “вспомогательных” слов и знаков искусственного языка и т. д. Совпадение границ и логическое равенство объемов “теории вещей” и “теории знаков” допускает их “взаимозаменимость”, возможность их “смешения” и даже “превращения” друг в друга, что и является, согласно Ламберту, необходимым основанием соответствия вещей и понятий, реального мира и его научной картины. В более поздней “Архитектонике...” (Anlage zurArchitectonik, oder Theorie des Einfachen und Ersten in der philosophischen und mathematischen Erkenntnis, Riga, 1771) основанием указанного соответствия оказывается некая “метафизическая истина”, которая и служит связующим звеном между действительным и логически мыслимым мирами, причем творцом этих миров, равно как и гарантом совпадения их порядков, объемов и границ в конечном счете выступает Бог.

Наиболее важным достижением Ламберта в области гносеологии стала его теория экспериментального метода, где он на многочисленных примерах из истории науки предложил развернутую типологию и классификацию экспериментов, анализ их видов и структуры, их роли в процессе проверки и уточнения существующих знаний и т. д. В эксперименте Ламберт усматривал наиболее эффективный метод получения достоверного, аподиктического и объективного научного знают: процесс познания начинается с предварительного “вопрошания” природы, с выдвижения гипотезы и осуществляется как поиск ответа с помощью заранее придуманных приемов и процедур, специально созданных приборов или инструментов и т. д. Такого рода эксперименты позволяют “вмешиваться” в естественный ход вещей, а главное, изменять их и подчинять своим целям и задачам. В этих идеях можно найти несомненное сходство с кантонской идеей “коперниканского переворота”, однако их значение, как и общее содержание философского наследия Ламберта, выходит далеко за рамки всего лишь “подготовки” критической философии Канта.

Соч.: Philosophische Schriften, hrsg. von H. W. Amdt, Bd. I-IX. Hildesheim, 1968; Texte zur Systematologie und zur Theorie der wissenschaftlichen Erkenntnis. Hamb., 1988; Neues Organon oder Gedanken über die Erforschung und Bezeichnung des Stiren und dessen Unterscheidung vom Irrtum und Schein, hrsg. v. G. Schenk. B., 1990 (библиогр. и индексы); в рус. пер.: Система мира славного Ламберта, изданная г. Мерианом. СПб., 1797.

Лит.: Стяжкин Н. И. Формирование математической логики. М., 1967, с. 260—262; Роговой Ю. П. Логические исследования Ламберта. — “Вестник Ленинградского ун-та”, 1974, № 17, вып. 4, с. 139—143; Жучков В. А. Гносеология И. Г. Ламберта как философское осмысление методологии экспериментальной науки. — В кн.: Он же. Из истории немецкой философии XVIII века. Предклассический период. М., 1996, с. 144—180; Baensch О. l. H. Lamberts Phiolosophie und seine Stellung zu Kant. Tiib.—Lpz., 1902; AmdtH.-W. Der Möglichkeitsbegriff bei Chr. Wîiffund J. H. Lambert. Gott., 1960; Ciafardone R. S. H. Lambert e la fondazione scientifica délia filosofia. Urbino, 1975.
(В.А. Жучков Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001; http://iph.ras.ru/elib/1616.html)

Из учебника философии ЖУЧКОВ В.А.. Из истории немецкой философии XVIII в. Предклассический период. От вольфовской школы до раннего Канта. - М. - 260 с., 1996.
http://uchebnikfree.com/istoriy....40.html

Гносеология И.Ламберта как философское осмысление методологии экспериментальной науки.

Философия Ламберта: критика прежней метафизики, попытка "синтеза" Лейбница и Локка (очень похоже на Канта).

Заключение.
Нам, однако, хотелось показать, что несмотря на существенные различия в общем подходе и в конкретных деталях, между гносеологическими исканиями Ламберта и Канта существовало немало общего и сходного. Причем многое из наследия Ламберта не прошло мимо внимания Канта, оказало на него прямое или косвенное влияние, но большинство его находок и достижений остались невостребованными ни кантовским критицизмом, ни другими гносеологическими учениями XVIH-XXBB., став предметом исследования лишь где-то к концу XIX — началу XX вв.

О трансцендентальном.
Той же задаче — устранению видимости и химер, призраков и противоречий из познания, влияющих на его правильность и полноту и ведущих к смешению истинного с ложным, посвящена завершающая часть „Органона" [Ламберта] — „Феноменология" или „трансцендентальная оптика" [194, II, 1, 16, 266].

Об априорном.

Об экспериментальном методе.

Об образовании понятий.

В спойлере - часть главы учебника (сколько поместилось)


 
SergKatrechkoДата: Воскресенье, 23.06.2013, 20:25 | Сообщение # 3
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 2192
Репутация: 397
Статус: Offline
Из учебника философии ЖУЧКОВ В.А.. Из истории немецкой философии XVIII в. Предклассический период. От вольфовской школы до раннего Канта. - М. - 260 с., 1996.
http://uchebnikfree.com/istoriy....40.html

Гносеология И.Ламберта как философское осмысление методологии экспериментальной науки. ч.1. .
(начало, см. продолжение ниже)

 
SergKatrechkoДата: Воскресенье, 23.06.2013, 20:27 | Сообщение # 4
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 2192
Репутация: 397
Статус: Offline
Из учебника философии ЖУЧКОВ В.А.. Из истории немецкой философии XVIII в. Предклассический период. От вольфовской школы до раннего Канта. - М. - 260 с., 1996.
http://uchebnikfree.com/istoriy....40.html

Гносеология И.Ламберта как философское осмысление методологии экспериментальной науки. ч.2. .
(продолжение, см. начало выше)

.
 
SergKatrechkoДата: Воскресенье, 23.06.2013, 20:37 | Сообщение # 5
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 2192
Репутация: 397
Статус: Offline
Из книги А.Круглова
Трансцендентализм в философии
(она есть в pdf формате: http://transcendental.ucoz.ru/_fr/0/kruglov_transce.pdf

§9. И.Г.Ламберт и И.Н. Тетенс: появление терминов трансцендентного
и трансцендентального (как синонимов) в немецких сочинениях.

Переша­гивание и всеобщность как существенные черты трансцендентального.
Против трактовки трансцендентального как существенного Баумгартена выступил И.Г.Ламберт (1728-1777). Он писал: «слово transcendent широко употребляется в метафизике. В ней оно встречается не иначе как метафорически, так как, собственно говоря, оно означает не что иное как выходящее за границы. В какой же мере оно может означать в
метафизике существенное... я понять не могу»
125

Высказывание Лам­берта в высшей степени интересно. Когда Баумгартен, Баумайстер и другие вольфианцы в своих сочинениях по метафизике писали о трансценденталиях, все они в большей или меньшей мере опирались на их
средневековую интерпретацию, одной из самых характерных черт кото­рой являлось онтологическое истолкование трансценепленталий...

+ см.: http://iph.ras.ru/elib/3054.html - статья "Трансцендентальное" из ФЭ

У И.Г.Ламберта и И.Н.Тетенса понятие трансцендентального (transcendent) появилось уже на немецком языке. Ламберт выступил против трактовки Баумгартеном трансцендентального как существенного. Говоря в своих сочинениях по метафизике о трансценденталиях, Баумгартен и Баумайстер опирались на их средневековую интерпретацию, одной из самых характерных черт которой являлось онтологическое истолкование трансценденталий. И если Баумайстер еще пытается разъяснить становящийся непонятным онтологический смысл трансценденталий, то у Ламберта онтологическая интерпретация трансценденталий уже вызывает полное непонимание. Сам он истолковывает понятие трансцендентального, исходя из его этимологии. Употребляя термин «трансцендентный» (трансцендентное и трансцендентальное для Ламберта тождественны, поскольку, выступая против латинского термина Баумгартена transcendentalis, он сам употребляет немецкий термин transcendent) в собственном смысле, мы имеем, согласно Ламберту, дело с понятием, которое переносит нас от своего предмета к другому предмету иного вида...
 
Форум » Cовременный трансцендентализм » Предшественники и пред-критическая метафизика Канта (6) » И.Ламберт как предшественник трансцендентализма Канта
Страница 1 из 11
Поиск:


Работа форума поддержана грантом РГНФ № 12–03–00503
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz