Главная | Регистрация | Вход | RSSСреда, 13.11.2024, 00:12

Современный трансцендентализм

[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: SergKatrechko, СБ  
Кантовский фигурный/схематический синтез (3.8)
SergKatrechkoДата: Вторник, 15.06.2010, 13:14 | Сообщение # 1
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 2209
Репутация: 397
Статус: Offline
Схематизм (схематический синтез) и примыкающий к нему фигурный синтез воображения является самой интригующей частей кантовской концепции познания. С одной стороны, Кант считает его центральной компонентой работы нашего сознания в процессе познания (по "связываниями" между собой образов чувственности и понятий рассудка), с другой - практически не прописывает "механизм" его работы, ограничившись лишь несколькими скупыми замечаниями (примерами).

Отчасти это связано с тем, что, как говорит Кант, "этот схематизм нашего рассудка в отношении явлений и их чистой формы есть скрытое в глубине человеческой души искусство, настоящие приемы которого нам вряд ли когда-либо удастся угадать у природы и раскрыть" (КЧР, с. 125 (гл. "О схематизме чистых рассудочных понятий")

 
СБДата: Среда, 01.09.2010, 09:28 | Сообщение # 2
Генералиссимус
Группа: Модераторы
Сообщений: 916
Репутация: 158
Статус: Offline
Трансцендентальная схема и мыслечувствие

1 сентября – традиционное начало учебного года, поэтому начинаю постепенно втягиваться в работу. Отреагирую на предыдущее сообщение.
Действительно, Кант считал концепцию схематизма чуть ли не самой главной в своем учении. С этим соглашался и Хайдеггер. Поэтому «современным трансценденталистам» не обойти эту тему, тем более, как говорит Сергей Катречко, весьма интригующую. Пока наш форум был в отпуске, я начал обкатывать ее на форуме «Философский штурм», постепенно ввергаясь в «механизмы схематизма, не прописанные Кантом».
Примечательно, что помогло мне в этом понятие «мыслечувствие», феномен которого я осознал нынешним летом. Под мыслечувствием я то и понимаю, что следует из слова: чувствование мысли. Это особое чувство, отличное от физиологических и психологических чувств. Оно, скорее, интеллектуальное чувство. Но тем не менее, отличное от рационального, дискурсивного осознания мысли.
Кант аналогичным образом отмечает одновременно чувственный и интеллектуальный характер трансцендентальной схемы. Но при этом и оговаривает: хотя тр. схема располагается в мысли, она не категория и, хотя она причастна к чувству, она не образ. Поскольку тр. схема является схемой не чего-нибудь, а понятия, постольку специфика ее природы раскрывается на путях генезиса мысли от первых проблесков до завершения в логическом понятии. Вот абрис этого генезиса.

У любой мысли есть своя форма и свое содержание. Содержание мысли – ее смысл. Со смыслом на этой стадии рассмотрения особых проблем нет, а вот с формой дело обстоит сложнее. Выделю три этапа.
1) Новая мысль (мысль с новым смыслом) в момент своего зарождения еще не имеет рационального оформления. В самом деле, прежде чем быть рационально оформленной, мысль должна быть, родиться, но в таком случае в момент рождения она имеет иррациональное, чувственное оформление. И этой чувственной формой мысли является мыслечувствие.
2) Когда мысль начинает оформляться в понятие (т.е. ей подбирается термин и производятся первые рассудочные осмысления), то возникает новая форма мысли, которая еще не логическая, но уже и не просто непосредственное мыслечувствие, а оформленное. И такова трансцендентальная схема. «Это формальное и чистое условие чувственности, которым рассудочное понятие ограничивается в своем применении, мы будем называть схемой этого рассудочного понятия» (Кант, КЧР, с.124).
3) И только когда понятие получит соответствующее теоретическое (дискурсивное) воплощение в логосе, рассудке (суждениях, умозаключениях, дедуктивных цепочках), тогда тр. схема дополняется логической схемой.

Хитрость распутывания понятия трансцендентальной схемы заключается в том, что тр. схема сама является представлением: «Это представление об общем способе, каким воображение доставляет понятию образ, я называю схемой этого понятия» (Кант, КЧР, с.124), т.е. заключает в себе мысль о мысли. Пусть она метамысль, но мысль же, а посему сама аналогичным образом подпадает под мыслечувствие. И в таком случае уже мыслечувствие выступает формой для тр. схемы.
Итак, именно эта обозначенная инверсия «Трансцендентальная схема – форма для мыслечувствия, а мыслечувствие – форма для трансцендентальной схемы» как раз и является сущностным показателем такого феномена, как кантовская трансцендентальная схема. Без понятия мыслечувствия понятие трансцендентальной схемы провисает в воздухе как гносеологический абстракт.

Более подробные извивы поисков и аргументации см. на сайте «Философский штурм», тема «Мыслечувствие как трансцендентальная схема, часть3» –
http://philosophystorm.org/sergei_borchikov/1528

 
ДмитрийДата: Воскресенье, 19.08.2012, 15:56 | Сообщение # 3
Генерал-полковник
Группа: Заблокированные
Сообщений: 547
Репутация: 0
Статус: Offline
Роль схемы в теории познания Канта в моей интерпретации:

В основе эмпирических понятий лежит схема, которая создается воображением и объединяет конкретные чувственные образы: «Схема сама по себе есть всегда лишь продукт воображения, но так как синтез воображения имеет в виду не единичное созерцание, а только единство в определении чувственности, то схему все же следует отличать от образа. Это представление об общем способе, каким воображение доставляет понятию образ, я называю схемой этого понятия. Понятие о собаке означает правило, согласно которому мое воображение может нарисовать четвероногое животное в общем виде, не будучи ограниченным каким-либо единичным частным обликом, данным мне в опыте, или же каким бы то ни было возможным образом конкретно. (В179 - В180)» – «Критика чистого разума».


Сообщение отредактировал Дмитрий - Понедельник, 20.08.2012, 14:51
 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:


Работа форума поддержана грантом РГНФ № 12–03–00503
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz