Трансцендентальная схема и мыслечувствие 1 сентября – традиционное начало учебного года, поэтому начинаю постепенно втягиваться в работу. Отреагирую на предыдущее сообщение.
Действительно, Кант считал концепцию схематизма чуть ли не самой главной в своем учении. С этим соглашался и Хайдеггер. Поэтому «современным трансценденталистам» не обойти эту тему, тем более, как говорит Сергей Катречко, весьма интригующую. Пока наш форум был в отпуске, я начал обкатывать ее на форуме «Философский штурм», постепенно ввергаясь в «механизмы схематизма, не прописанные Кантом».
Примечательно, что помогло мне в этом понятие «мыслечувствие», феномен которого я осознал нынешним летом. Под мыслечувствием я то и понимаю, что следует из слова: чувствование мысли. Это особое чувство, отличное от физиологических и психологических чувств. Оно, скорее, интеллектуальное чувство. Но тем не менее, отличное от рационального, дискурсивного осознания мысли.
Кант аналогичным образом отмечает одновременно чувственный и интеллектуальный характер трансцендентальной схемы. Но при этом и оговаривает: хотя тр. схема располагается в мысли, она не категория и, хотя она причастна к чувству, она не образ. Поскольку тр. схема является схемой не чего-нибудь, а понятия, постольку специфика ее природы раскрывается на путях генезиса мысли от первых проблесков до завершения в логическом понятии. Вот абрис этого генезиса.
У любой мысли есть своя форма и свое содержание. Содержание мысли – ее смысл. Со смыслом на этой стадии рассмотрения особых проблем нет, а вот с формой дело обстоит сложнее. Выделю три этапа.
1) Новая мысль (мысль с новым смыслом) в момент своего зарождения еще не имеет рационального оформления. В самом деле, прежде чем быть рационально оформленной, мысль должна быть, родиться, но в таком случае в момент рождения она имеет иррациональное, чувственное оформление. И этой чувственной формой мысли является мыслечувствие.
2) Когда мысль начинает оформляться в понятие (т.е. ей подбирается термин и производятся первые рассудочные осмысления), то возникает новая форма мысли, которая еще не логическая, но уже и не просто непосредственное мыслечувствие, а оформленное. И такова трансцендентальная схема. «Это формальное и чистое условие чувственности, которым рассудочное понятие ограничивается в своем применении, мы будем называть схемой этого рассудочного понятия» (Кант, КЧР, с.124).
3) И только когда понятие получит соответствующее теоретическое (дискурсивное) воплощение в логосе, рассудке (суждениях, умозаключениях, дедуктивных цепочках), тогда тр. схема дополняется логической схемой.
Хитрость распутывания понятия трансцендентальной схемы заключается в том, что тр. схема сама является представлением: «Это представление об общем способе, каким воображение доставляет понятию образ, я называю схемой этого понятия» (Кант, КЧР, с.124), т.е. заключает в себе мысль о мысли. Пусть она метамысль, но мысль же, а посему сама аналогичным образом подпадает под мыслечувствие. И в таком случае уже мыслечувствие выступает формой для тр. схемы.
Итак, именно эта обозначенная инверсия «Трансцендентальная схема – форма для мыслечувствия, а мыслечувствие – форма для трансцендентальной схемы» как раз и является сущностным показателем такого феномена, как кантовская трансцендентальная схема. Без понятия мыслечувствия понятие трансцендентальной схемы провисает в воздухе как гносеологический абстракт.
Более подробные извивы поисков и аргументации см. на сайте «Философский штурм», тема «Мыслечувствие как трансцендентальная схема, часть3» –
http://philosophystorm.org/sergei_borchikov/1528