Кант и Беркли: был ли Кант феноменалистом
|
|
SergKatrechko | Дата: Воскресенье, 10.12.2017, 22:29 | Сообщение # 1 |
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 2209
Статус: Offline
| Одна из возможных интерпретаций Канта - теория двух миров/объектов, или феноменализм. Попробуем обсудить такую возможность.
Современными представителями феноменалистского прочтения выступают Ван Клив и Ричард Аквила.
|
|
| |
SergKatrechko | Дата: Воскресенье, 10.12.2017, 22:31 | Сообщение # 2 |
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 2209
Статус: Offline
| Вот современная статья о возможности феноменалистского прочтения Канта
Tim Jankowiak KantianPhenomenalismWithout BerkeleyanIdealism (Kantian Review, 22, 2, 205–231 © Kantian Review, 2017 doi:10.1017/S1369415417000024) TowsonUniversity Email:tjankowiak@towson.edu
|
|
| |
onomatodox | Дата: Понедельник, 18.12.2017, 23:45 | Сообщение # 3 |
Генерал-лейтенант
Группа: Друзья
Сообщений: 457
Статус: Offline
| Kantian Phenomenalism Without Berkeleyan Idealism
tim jankowiak Towson University Email: tjankowiak@towson.edu ... 1. Introduction Stated in the most general terms (there will be plenty of specification below), phenomenalism is the thesis that the objects of a subject’s experience are the subject’s own representations. One of the longest-standing traditions in the interpretation of Kant’s transcendental idealism describes his theory as a form of phenomenalism. ...
То есть автор хочет трансцендентальный идеализм считать видом феноменализма? Ну так какие проблемы? Идеализм у Канта точно такой же как и феноменализм, а именно --- трансцендентальный. То есть Канта, как нам хорошо известно, интересует не objects of a subject’s experience и не subject’s own representations, а те способы, которыми objects становятся representations.
Сообщение отредактировал onomatodox - Понедельник, 18.12.2017, 23:47 |
|
| |
SergKatrechko | Дата: Вторник, 19.12.2017, 16:58 | Сообщение # 4 |
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 2209
Статус: Offline
| Оосновополагающим (определяющим) длякантовского трансцендентализма выступает следующая (концептуальная) триада: вещь–сама–по–себе (Ding an sich) — явление (Erscheinung) —представление (Vorstellung).
Теория двух миров/объектов (или "сильный" феноменализм типа Беркли) "схлопывает" эту триаду до двойки: вещь-спс - представление (отождествляя явление и представление). Это неверно.
Сейчас, тем не менее, стали возрождаться "слабые" версии феноменализма. Тот же Tim jankowiak или N.Stang (см. его статью из SEP https://plato.stanford.edu/entries/kant-transcendental-idealism/ ) [хотя мне нравится интенциональный (феноменологический) подход R.Aquilla]
Мой - правильный! - подход (созвучный теории двух аспектов), что кантовское явление - объектно-объективно, это не ментальный образ, а "образ" на линзе телескопа (наша чувственность = физический прибор). Это реалистическая трактовка трансцендентализма Канта.
Подробнее см., например, здесь: https://www.academia.edu/32467013/
PS. Сейчас готовлю третий трансцендентальный семинар (апрель 2018) - первые два: 2016 - https://phil.hse.ru/trans 2017 - https://phil.hse.ru/plc/trans2017
PPS. См. также обзор в приложении
|
|
| |
onomatodox | Дата: Вторник, 19.12.2017, 18:09 | Сообщение # 5 |
Генерал-лейтенант
Группа: Друзья
Сообщений: 457
Статус: Offline
| Цитата SergKatrechko ( ) хотя мне нравится интенциональный (феноменологический) подход R.Aquilla Александр Баумгартен: Эстетика как наука о чувственном познании. Бенедетто Кроче: Эстетика как наука выражения и как общая лингвистика (итал. L'Estetica come scienza dell'espressione e linguistica generale).
То есть эти две линии --- через интенцию =выражение и через восприятие =чувства --- присутствуют изначально. Их можно выразить в одной формуле: чем лучше мы выражаем свои чувства, тем лучше мы с их помощью познаем =воспринимаем =чувствуем.
Цитата SergKatrechko ( ) Теория двух миров/объектов (или "сильный" феноменализм типа Беркли) "схлопывает" эту триаду до двойки: вещь-спс - представление (отождествляя явление и представление). Это неверно. "Кантовское явление как объективное (объектно-предметное) представление [Kant’s Appearance as an Objective–Objectual [gegenständlich] Representation]" Uploaded by Сергей Катречко.
Конечно, это неверно: объектно-предметное VS Objective–Objectual
Отсюда, из языка, и знаменитый английский эмпиризм.
"29.9.1973. Логика есть неконтекстуальное мышление. Например, «человек смертен». Можно понимать Сократа как угодно, и шишковатым, и лысым, этот человек может быть и хорошей крови, и разбойник, всё равно он смертен. А есть В, значит, A всегда и везде есть B. Все быки летают, собака есть бык, следовательно, собака летает.
– Интересно, что Лайонз не фиксирует отличие как что-то конкретное.
Так что же, англосаксонская тупость? Но ты знаешь, они в этой тупости гениальны. Это такой хороший эмпиризм…[193]
[193] 29.9.1971. ...Прочитав статью Style в Britannica, А.Ф. замечает по поводу англосаксов вообще. Англосаксонский ум избегает разделения чувственного и духовного. Смотрит на грушу и чувственными глазами видит сверхчувственную идею. Иногда читаешь книгу англосаксонского автора – употребляются слова обыкновенные, а смысл получается глубже, чем если бы он оперировал философской логикой." Лосев Бибихину.
"У немцев хорошо, им легче разобраться" :
"26.5.1973. ...Ипотеса у Платона[177], отражаясь в сознании, создает предмет, объект в смысле цели. Объективно опредмеченная субъективность, вот что такое объект. Объективность есть опредмеченность. Субъект существует независимо от нас, объект возникает, когда мы начинаем познавать. Ипотеса это субъект.
– У Хайдеггера отношение субъекта и объекта перевернуто.
Да, в этом смысле ипотеса превращается по мере своего осознания из субъекта в объект. Но всё-таки здесь немного другое. У немцев хорошо, им легче разобраться в соотношении между вещью, das Ding, и предметом, der Gegenstand". Лосев Бибихину.
|
|
| |