«Правда, если мы окинем взором ближайшие результаты его учения, следовательно, те попытки и направления в области философии за прошедший с тех пор период, то обнаружим подтверждение очень грустного изречения Гёте: «Как волны, вытесненные кораблем, тотчас же смыкаются за его кормой, так и заблуждения, на время оттесненные великими мыслителями, искавшими необходимое поле действия, вновь естественно и быстро смыкаются за ними». (Поэзия и правда, ч. 3, с. 472). Однако этот период был лишь эпизодом в судьбе нового великого знания, который теперь без сомнения близится к своему концу, и столь продолжительно надувавшийся мыльный пузырь наконец готов лопнуть. У всех возникает понимание того, что действительно серьезная философия находится еще на той стадии, на которой ее оставил Кант. Я, во всяком случае, не признаю, что за время, протекшее между ним и мною, что-либо достигнуто в философии; поэтому я и примыкаю непосредственно к Канту».
Но это не то! Ведь я говорю, не о "представление - отношение - предмет" (и его изменении изнутри, т.е мы остаемся внутри кантовского соотношения), а о том, что "правее" предмета (см. мою четверку выше) - до-предметности (и до-представления о нем/предмете) - выход из этого отношения вообще/наружу (пост №67 ветви 1.1.: http://transcendental.ucoz.ru/forum/8-1-2881-16-1362501197 )
Цитата (onomatodox)
Ну да, именно то. Через субъект - плотиновско-лосевский-гегелевский "сверхумный экстаз" - нельзя; через предмет - нельзя, можно только через отношение, но не через его "торцы" - субъект или объект - а через края, "перпендикулярно" отношению то есть. Перпендикулярность, как раз, залог нового измерения и, значит, выхода в него (http://transcendental.ucoz.ru/forum/8-1-2884-16-1362503377 ).
А. ШОПЕНГАУЭР — «КРИТИКА КАНТОВСКОЙ ФИЛОСОФИИ». Приложение к тому I http://www.koncheev.narod.ru/sh_krit_kant.htm «Догматических философов можно сравнить с людьми, которые полагали, что, идя все время прямо, можно дойти до конца мира; Кант же совершил как бы кругосветное плавание и показал, что, поскольку Земля кругла, горизонтальное движение не может вывести за ее пределы, но что посредством перпендикулярного движения это, быть может, и не окажется невозможным. Можно также сказать, что учение Канта ведет к пониманию того, что конец и начало мира следует искать не вне, а внутри нас».
СК: цель поста (пост был перенесен из ветви 1.1.) не совсем понята. Вы это к чему? К ветви по Шопенгауэру?
onomatodox: Да смотрю тут, что есть по закону достаточного основания. Начал с Ш., попалась у него сразу вот эта "моя" мысль о перпендикулярности направления выхода к вещи спс. Посмотрел у него дальше и пока думаю, что он единственный, кто зряче относится к трансцендентализму. Все остальные соблазняются в конце концов так или иначе диалектикой. Поэтому начал новую ветку.
Добавлено (27.03.2013, 11:56) --------------------------------------------- "Второй фрагмент" письма Канта к Герцу от 21.02.1772 года . http://transcendental.ucoz.ru/forum/23-70-2228-16-1360229584
«Продумывая теоретическую часть во всем ее объеме и во взаимоотношении всех ее частей, я заметил, что мне не хватает еще кое-чего существенного, что я в своих долгих метафизических исследованиях, точно так же как другие, упустил из виду и что в действительности составляет ключ ко всей тайне метафизики, до сих пор остававшейся еще скрытой для себя самой. Я поставил перед собой вопрос: на чем основывается отношение того, что мы называем представлением в нас, к предмету? Если представление содержит только тот способ, каким предмет воздействует на субъект, то легко понять, как он может соответствовать субъекту в качестве действия своей причины и как это определение нашей духовности может что-то представлять, т.е. иметь предмет. Пассивные или чувственные представления обладают, следовательно, доступным для понимания отношением к предметам, и принципы, заимствуемые из природы нашей души, имеют вполне понятную значимость для всех вещей, поскольку они должны быть предметами чувств».
Э. Кассирер «Жизнь и учение Канта» (стр. 135-137)
«Это могло, правда, все еще оставаться темным; однако оно сразу становится ясным, если вернуться к тому первому ядру критики разума, который предстает нам в письме Канта Герцу в 1772 г. Как «ключ ко всей тайне до сих пор скрытой от самой себя метафизики» определил здесь Кант проблему, которая гласит: на чем основано отношение того, что в нас называют представлением, к предмету? В предшествовавших теориях об этом отношении он не нашел ответа; они сводили это либо к «рецептивности» духа, которая не объясняла его способность подниматься до универсальных и необходимых знаний, или кончали, признавая эти его способности, в конечном итоге тем, что сводили их к какому-либо «Deus ex machina», который исконно в соответствии с «природой вещей» помещал их в дух7. Однако это мистическое решение в сущности столь же ненужно, сколь неудовлетворительно, после того как понято, что в общем вопросе о предмете познания речь идет не о вопросе метафизики, а о вопросе логики. Ибо в противоположности, которую мы устанавливаем между «представлением» и «предметом», речь идет не о двух в корне различных свойствах абсолютного бытия, а об определенном качестве и направленности суждения. Мы приписываем определенному соединению содержаний «объективность», мы рассматриваем ее как выражение «бытия», если у нас есть основание признать, что форма этого соединения не случайна и произвольна, а необходима и общезначима. Что дает нам право для такого признания, еще остается нерешенным; но во всяком случае оно есть то, на чем основано не только все наше сознание истины и предметной значимости высказывания, но и в чем это сознание, собственно, состоит. Другими словами, нам даны не «вещи», из которых мы черпаем определенные необходимые знания, — несомненность этих знаний есть то, что в утверждении «бытия», «мира» и «природы» дает себе лишь другое выражение. ... Следовательно, необходимость суждения происходит не из единства объекта, пребывающего за познанием и по ту сторону познания, но эта необходимость есть то, что составляет для нас единственно постигаемый смысл мысли о предмете. Тот, кто понимает, на чем покоится эта необходимость и на каких конститутивных условиях она основана, тем самым настолько проник в проблему бытия и решил ее, насколько она вообще может быть решена с точки зрения познания. Ибо не потому, что есть мир вещей, мы располагаем в качестве их отпечатка и отражения миром познаний и истин, а потому, что необходимо существуют известные суждения — суждения, значимость которых не зависит ни от единичного эмпирического субъекта, который их выносит, ни от особых эмпирических и временных условий, в которых они выносятся, — для нас существует порядок, определяемый не только как порядок впечатлений и представлений, а как порядок предметов».
А.Шопенгауэр. «Критика Кантовской философии».
«Величайшая заслуга Канта состоит в различении явления и вещи в себе посредством указания на то, что между вещами и нами всегда находится интеллект (Intellekt), вследствие чего они не могут быть познаны такими, каковы они сами по себе. ... Кант вывел вещь в себе не правильным способом, как я покажу вскоре, а посредством непоследовательности, которая послужила причиной многочисленных и неотразимых нападок на эту главную часть его учения. Он не признал прямо в воле вещь в себе, но сделал большой, открывающий новые пути шаг для такого познания, представив неоспоримое моральное значение человеческих поступков как нечто совершенно отличное и независимое от законов явления, по этим законам необъяснимое и непосредственно касающееся вещи в себе: это вторая главная точка зрения, которая составляет заслугу Канта Третьей можно считать полное ниспровержение схоластической философии, под которой я имею в виду весь период от отца церкви Августина до времени, непосредственно предшествующего Канту».
Закон достаточного основания http://ru.wikipedia.org/wiki/Закон_достаточного_основания
«Зако́н доста́точного основа́ния— закон логики, который формулируется следующим образом: всякое положение для того, чтобы считаться вполне достоверным, должно быть доказанным, т. е. должны быть известны достаточные основания, в силу которых оно считается истинным.[1][2][3][4] ...Другими словами: всякое доказанное положение непременно истинно.[1] Закон достаточного основания направлен против нелогичного мышления, принимающего на веру ничем не обоснованные суждения, против всякого рода предрассудков и суеверий; он выражает то фундаментальное свойство логической мысли, которое называют обоснованностью или доказанностью. Запрещая принимать что-либо только на веру, этот закон выступает надежной преградой для любого интеллектуального мошенничества. Он является одним из главных принципов науки (в отличие от псевдонауки)[3]».
То есть именно Зако́н доста́точного основа́ния есть выражение априорности познания, то есть его до опытной обоснованности или доказанности. Не просто всякие наши суждения соответствуют заранее предметам возможного опыта, но суждения несущие в себе, в своей форме, "тяжесть" доказательности или обоснованности. И Шопенгауэр критикует Канта только за непоследовательность в проведении принципа априорности =Зако́на доста́точного основа́ния.
Сообщение отредактировал onomatodox - Среда, 27.03.2013, 12:15
onomatodox, спасибо за Шопенгауэра! Начал читать. В восторге от предисловия - удивительный юмор, легкость и такт. Если от текста Канта приходится часто отрывать взгляд и долго смотреть потом за горизонт, пытаясь сообразить что к чему, то от Ш отрываешься для того, чтобы продлить послевкусе ))
Так ведь Кант - это начало классического периода, а Шопенгауэр - это уже начало постклассического, то есть это начало заката Европы. При этом только сам Шопенгауэр понимает, что Европа катится в Матрицу =в неразличение =тождество вещи самой по себе и явления. Все другие говорят, что он пессимист, не понимания, что он хорошо информированный оптимист.
Добавлено (31.03.2013, 17:59) --------------------------------------------- А.Ф. Лосев. МУЗЫКА КАК ПРЕДМЕТ ЛОГИКИ http://astrologos.su/astrologos_library/Losev/Losev1_MainFrame.htm
3. ЗАКОН ОСНОВАНИЯ (ВМЕСТЕ С ЗАКОНОМ АБСОЛЮТНОЙ РАЗДЕЛЬНОСТИ) И ЕГО РЕДУКЦИЯ В ЧИСТОМ МУЗЫКАЛЬНОМ БЫТИИ.
... «2. а) Шопенгауэр, на наш взгляд, достаточно ярко формулировал это начало рассудочного мышления как закон основания. Разумеется, можно брать какую угодно систему категорий вместо Шопенгауэровой. Я беру последнюю только потому, что из абстрактно-логических систем она мне кажется (вернее, когда-то казалась) наиболее полной. Однако поскольку все изложение этой главы носит скорее эвристический, чем конститутивный, характер, можно брать какую угодно систему, напр., Аристотеля, Канта и др. И вот, редукция закона основания и открывает перед нами двери в тайны чистого бытия музыки. Можно дать несколько словесно различных формулировок закона основания. Все они суть одно. Прежде всего, вслед за Вольфом, его можно передать так. Ничто не существует без основания для своего бытия. Или: все наши представления (а след., и объекты, ибо представлять — значит иметь объект, а быть объектом — значит быть в представлении) находятся между собой в такой закономерной связи, что ничто оторванное от этой системы и абсолютно-единичное не может стать представлением (объектом). Или: основной момент мысли — необходимость, которая не имеет иного более истинного и более ясного смысла, кроме неизбежности следствия, когда есть основание. Или: по отношению ко всему существующему необходимо стоит вопрос «почему». Нет мышления в науке и жизни без этого закона. Он — основа всего разумного познания, которым обычно оперирует человек. Но и он есть только следствие другого, более первоначального закона мысли, который надо назвать законом абсолютной раздельности всяких А и В. ... Таким образом, точнее говорить не о законе основания (ибо основание необходимо мыслится и в диалектике), а о законе абсолютной раздельности и внешней соединенности А и В,— в противовес диалектическому закону раздельности в органическом тождестве. Наука стоит на точке зрения «закона основания». Есть ли этот закон в музыке? Нет, его там нет. Музыкальный мир — вне закона основания. Что же тогда это за мир? В чем его сущность? И что есть в нем вместо закона основания? ... 4. ЧЕТЫРЕ ВИДА НЕОБХОДИМОСТИ И ИХ РЕДУКЦИЯ В ЧИСТОМ МУЗЫКАЛЬНОМ БЫТИИ ... Предоставленный, однако, сам себе, логос — не диалектичен, и раз мы сейчас стали на точку зрения логоса, то и различные виды «необходимости» мы принуждены искать, так сказать, «эмпирическим» путем, ища и описывая необходимое и отказываясь от конструирования внутренней связи их между собой. Так фактически и поступает Шопенгауэр, описывая свой «четвероякий корень» закона основания. а) Первый тип необходимости, функционирующий в мысли, есть необходимость математическая. Он основан на чистых интуициях пространства и времени. ... В теореме интуиция пространства и времени соединяется с логическими операциями над понятиями. Итак, математическая необходимость — своеобразная необходимость, и сущность ее — в абсолютно-механически-сопряженной внеположности и последовательности. Назовем это первейшее требование мысли о предмете — законом основания бытия, ratio essendi. b) Второй тип необходимости, или второе значение закона основания, основан не на чистых, но на полных эмпирических интуициях пространства и времени. Это — необходимость физическая. ... Поэтому закон абсолютного и механического разделения и сопряжения причины и действия удобно назвать законом становления, ratio fiendi. c) Третья форма необходимости и вместе с тем закона основания начинается в бытии субъекта в условиях пространства и времени. ... Эту необходимость и механическую сопряженность событий бытия субъективного, основанную на некоем противоположении субъекта и объекта, назовем законом действия, ratio agendi. d) Наконец, четвертый вид необходимости относится к тому особому виду бытия, который именуется понятием, и в особенности в его функции, в суждении. ... Итак, закон механического сопряжения раздельных моментов в суждении дает: в аспекте раздельности (изолированности) три «логических закона мышления», в аспекте сопряжения — необходимость сведения на другое суждение или на непосредственный опыт, другими словами, на какое-нибудь внешнее основание. Это — ratio cognoscendi.
5. ОБЩИЙ ХАРАКТЕР БЫТИЯ, РЕДУЦИРУЕМОГО В ЧИСТОМ МУЗЫКАЛЬНОМ БЫТИИ И вот, музыка уничтожает до основания стройный и оформленный мир этого закона основания, долга и обязанности. Уничтожается железная ограда и чугунные плиты «законного» мира. Бросим еще раз взгляд на этот мир чудовищного механизма, чтобы уже навсегда проститься с ним на пороге основоположений чистого музыкального бытия. Когда логос знает свое место логоса, он — безвреден, он не овеществляет знания и не механизирует мира».
«Когда логос знает свое место логоса, он — безвреден, он не овеществляет знания и не механизирует мира».
"Ничего не понимаю!" (с). Ведь единственная защита от логоса — догматическое требование вещи спс. А Лосев критикует Канта — а значит и Платона — за наличие непознаваемой вещи спс. Уничтожается железная ограда и чугунные плиты «законного» мира. Конечно же это узники из пещеры Платона сняли железные цепи свои. Но почему только в музыке?!!
Сообщение отредактировал onomatodox - Воскресенье, 31.03.2013, 18:27