SergKatrechko | Дата: Вторник, 16.01.2018, 15:18 | Сообщение # 1 |
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 2209
Статус: Offline
| В каком-то смысле эта тема является концептуальным продолжением одной из главных тем форума "Манифеста трансцендентальной философии"
|
|
| |
SergKatrechko | Дата: Вторник, 16.01.2018, 15:20 | Сообщение # 2 |
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 2209
Статус: Offline
| Вот еще одна тема в преддверии нового трансцендентального семинара в апреле 2018 г. (мой вчерашний пост на FB: https://www.facebook.com/groups....9868692 )
Занимаюсь подготовкой 3-го трансцендентального семинара (20-22 апреля). Одним из наших "ключевых" докладчиком будет Себастьян Луфт/Люфт (S.Luft). На днях он прислал название своего доклада и абстракт:
Title: "The Very Idea of Transcendental Philosophy and Its Phenomenological and Neo-Kantian Variants" Abstract: In this paper, I want to spell out some minimal requirements for what I take to be transcendental philosophy... (это только самое начало abstract доклада/статьи)
Интересная постановка проблемы: в чем состоит "идея" трансцендентальной философии? Каковы минимальные требования к философской системе для того, чтобы ее можно было определить как трансцендентальную?
Вынесем обсуждение этой проблематики на первое (общее) пленарное обсуждение семинара. И даже ряд основных докладчиков готовы дать свое решение этой проблемы.
Стал думать над этой проблемой, хотя некоторый ответ на этот вопрос у меня уже был (эксплицировал его на 12-м кантовском международном конгрессе в 2015 г. (вот его краткая версия: https://www.academia.edu/33000537/ + см.на русском здесь: https://elibrary.ru/item.asp?id=30105033).
Но сейчас понимаю, что это явно неполный (половинчатый) ответ. Он (через понятие трансцендентального сдвига), скорее, задает целый спектр a la кантианских (трансцендентальных) концепций, но явно недостаточный для выделения специфики (основной "идеи") собственно кантовского трансцендентализма. Кажется, что специфика трансцендентализма Канта связана с его пониманием явления, его онтологического статуса (тема транс.семинара 2017 г.), но так ли это?
Может быть у кого-то есть какие мысли/идеи на этот счет?
PS. Хотя тот же самый вопрос (с легкой руки Luft) можно поставить по отношению к неокантианству и феноменологии, как модусам трансцендентальной философии.
===============
И сегодняшнее продолжение (обсуждение на FB).
Александр Шкотин мне хватило абзаца сноски в КЧР "* Все практические понятия относятся к предметам удовольствия или неудовольствия, т.е. наслаждения или страдания, стало быть, по крайней мере косвенно они относятся к предметам нашего чувства. Но так как чувство не есть способность представлять себе вещи, а находится вне всей познавательной способности, то элементы наших суждений, поскольку они относятся к наслаждению или страданию, принадлежат, стало быть, к практическим элементам наших суждений, а не ко всей трансцендентальной философии, которая имеет дело исключительно с чистыми априорными знаниями." :-) из КАНОНА ЧИСТОГО РАЗУМА РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ О конечной цели чистого применения нашего разума
Сергей Катречко Спасибо, это есть у Канта в определении ТФ из 1-го изд. Критики (А11-2). Но там "априорное" связано с "вещью вообще" (а не предметами опыта). Поэтому нужно решить т.н. "проблему априоризма" (Н.Гартман): как априорное м.б. использовано в опыте.В принципе, трансцендентализм и есть обоснование априорного в опытном познании (это уже дефиниция ТФ из 2-го изд., В25).
Моя гипотеза (сейчас над этим еще думаю). Суть трансцендентализма Канта - его концептуальное различение "вещь-спс - явление - представление". И тогда специфика трансцендентальной метафизики (онтологии) в том, что это метафизика явления (или метафизика являющегося).
|
|
| |
SergKatrechko | Дата: Среда, 17.01.2018, 15:30 | Сообщение # 3 |
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 2209
Статус: Offline
| Вчерне подготовил свою статью (доклад) на предстоящий семинар - мой ответ С.Люфту. Вот его аннотация.
Об общей «идее» трансцендентальной философии Канта
Abstract. Для выявления идеи трансцендентальной философии Канта я выделяю два трансцендентальных сдвига(методологический и метафизический), образующих тот минимальный набор требований, которые задают суть (специфику) кантовского трансцендентализма. Методологический трансцендентальный сдвиг постулируется Кантом в его дефиниции трансцендентальной философии из Критики ([А11-12] и [В25]) как сдвиг от изучения предметов к анализу и обоснованию возможности нашего априорного способа познания. Этот сдвиг задает достаточно широкий спектр a laкантианских (трансцендентальных) концепций и предопределяет трансцендентальный поворот, или ре–трансцендентализацию (Re–Transcendentalising; O.Höffe) современной философии. Метафизический трансцендентальный сдвиг, связанный с«измененным методом мышления [в метафизике]» (В XVIII прим.),или кантовским «коперниканский переворотом», предполагает переход от изучения вещи–самой–по–себе к анализу явления.Он находит свое выражение в концептуальной триаде «предмет(вещь–сама–по–себе; Ding an sich) — явление (Erscheinung) — представление (Vorstellung)», которая предопределяет специфику кантовской метафизики/онтологии, его трансцендентального идеализма.
|
|
| |
SergKatrechko | Дата: Воскресенье, 11.02.2018, 19:20 | Сообщение # 4 |
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 2209
Статус: Offline
| Информация о 3-м трансцендентальном семинаре - 19-22 апреля 2018
|
|
| |