SergKatrechko | Дата: Воскресенье, 06.12.2009, 22:25 | Сообщение # 1 |
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 2209
Статус: Offline
| Вступительные замечания к открытию темы (ветви форума). Как мы уже отмечали выше (см. п.3. «Манифеста современного трансцендентализма») основополагающей предпосылкой нашего подхода к построению теории (философии) науки является известный тезис Аристотеля о том, что никакая наука (resp. «вторая философия») не исследует свои собственные [первые] основания, принимая их такими, какими они есть, задача исследования которых отводится «первой философии», или метафизике. В Новое время задача исследования первопринципов (по)знания отводится уже трансцендентальной философии, задача которой состоит в выявлении обуславливающих научное (по)знание трансцендентальных условий, т.е. выявление его онтологических и гносеологических предпосылок. Однако сам Кант, как основатель трансцендентального подхода, смог применить свой метод лишь к известному ему естествознанию XVII — XVIII вв., а его последователи в лице марбургской школы неокантианства (Г. Когена, П. Наторпа, Э. Кассирера) и феноменологической традиции как нового этапа трансцендентализма (Э Гуссерль, Н.Гартман) — к науке XIХ — начала XХ вв., в то время как во второй половине ХХ в. классическая рациональность уступает свое место неклассической, а позже постнеклассической рациональности (В. Степин). В этой связи предполагается, с одной стороны, модифицировать кантовский — трансцендентальный — подход с учетом произошедших изменений в структуре и типе научного знания, а, с другой стороны, распространить трансцендентальную методологию на неклассические типы рациональности и, с учетом того, что в посткантовскую эпоху появляются принципиально новые области знания (науки): например, computer science, синергетика, нанотехнологии, гуманитарное знание, etc. Кант определяет задачу трансцендентальной философии как исследование «не столько предметов, сколько видов нашего познания… [поскольку это познание должно быть возможным a priori]…» (КЧР, B 25). Здесь этот кантовский тезис мы применяем с целью анализа не общей специфики человеческого способа познания, а для выявления специфики отдельных видов научного познания, т.е. акцентируем внимание на анализе отдельных видов познания и, прежде всего, современного математизированного теоретического естествознания, в рамках чего предполагается отдельно обсудить специфику современной математики и естествознания. При этом мы солидарны с тезисом С.А. Чернова (СПб) о том, что господствующая в настоящее время постпозитивисткая философия науки «с позиций Аристотеля и Канта… не является ни теориeй собственно науки, ни собственно философией науки» (X Кантовские чтения, 2009 г.), а представляет собой, скорее, культурологию науки. Поэтому на повестке дня стоит задача (resp. общая задача этой ветви форума) построить философию науки, нацеленную на выявление первых — метафизических — оснований современной науки. Таковой может быть только философия науки, основанная на кантовском трансцендентальном методе. В рамках форума предполагается обсудить несколько модификаций кантовского трансцендентализма. Во-первых, концепцию науки марбургской школы неокантианства и прежде всего концепцию Г. Когена, который с одной стороны вводит само понятие трансцендентального метода, а, с другой стороны, трактует философию Канта как теорию опыта (см. его основополагающую работу «Теория опыта Канта»; в сети есть переводы и комментарии ее отд. глав: Г. Коген Трансцендентальный метод (пред. и пер. В.Н. Белова; Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. №5, 2002. С. 70-81.) Г. Коген Система критического идеализма (пред. и пер. В.Н.Белова; гл.16 "Теории опыта Канта"); П.Наторп Кант и Марбургская школа. Э.Кассирер Познание и действительность. Во-вторых, феноменологическую теорию науки как она представлена, прежде всего, в работах Э. Гуссерля. В-третьих, современные разновидности кантианства, каковыми являются: 3.1. концепция науки Х. Ленка, которую он сам называет схематическим (интерпретативным) конструктивизмом; (см. статьи по этой концепции: Х.Ленк Был ли Кант методологическим и гносеоологическим интрепретационистом? ("Кантовский сборник" № 29, 2009); Х.Ленк Схемные интерпретации и интерпертационный конструктивизм; В.Горохов Роль кантовского схематизма понятий в современной технонауке ("Кантовский сборник" № 28, 2008) 3.2. научная программа эрлагенского конструктивизма (П. Лоренцена) и созвучная ей концепция трансцендентального конструктивизма (см. мою статью Катречко С.Л. " Трансцендентальный конструктивизм как программа обоснования математики"), — каждая из которых (по–своему) кладет в основание научной деятельности кантовский схематизм. Кроме того, несомненным эвристическим потенциалом для развития современного естествознания обладает кантовская концепция косвенного явления из «Opus postumum», которая в силу разных причин еще не получила должной проработки и развития. Более подробно о тех задачах, которые мы ставим перед собой в данной ветви форума см. наш проект (РГНФ – 2010; см. данный текст в приложении (word – файл). Катречко С.Л.
|
|
| |
SergKatrechko | Дата: Среда, 24.05.2017, 17:30 | Сообщение # 51 |
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 2209
Статус: Offline
| Перепост FB (24/05; https://www.facebook.com/groups/832680423448942/ )
- Вот примерный обзор существующих концепций (в рамках альтернативы "реализм vs. анти-реализм"). По названию, наиболее близкой для трансцендентализма выступает "структурный реализм" (вещи-спс непознааемы, но мир (его структура или структуры) познаваем), или "внутренний реализм" (реализм с человеческим лицом) Патнэма, но, по сути, все современные концепции философии науки (ср. с кантовской "теорией опыта" (Коген)) - кантианские в том или ином смысле. Есть ли среди них собственно кантианская, которая и могла бы получить имя "трансцендентальная философия науки"?
- Меня привлекает также концепция "критического научного реализма" (lkka Niiniluoto Critical Scientific Realism: http://bookfi.net/book/1135948), но сам он Канта, скорее, критикует.
|
|
| |