Уважаемый Сергей Леонидович.На пост 100 Так как Вы мой отзыв на книгу Васильева со своего форума пока не удаляете, то это является для меня свидетельством того, что отзыв не содержит грубых ляпсусов. По этому я принял решение в ближайшее время отправить его на «Четвертые Грязновские чтения» для ознакомления В.В.Васильеву.
Сообщение отредактировал kto - Понедельник, 07.10.2013, 15:09
В своей новой книге «Сознание и вещи» Васильев представляет собственную концепцию сознания — локальный интеракционизм. Если в предыдущей работе «Трудная проблема сознания» читатель мог найти только набросок намечаемого решения, то здесь оно развернуто вполне. Разрабатывая собственный метод феноменологических дедукций и сращивая его с традиционным для аналитической философии аппаратом концептуального анализа, автор ведет читателя шаг за шагом от общих положений к финальным выводам, он показывает, как возможно совместить каузальный потенциал сознания с принципом каузальной замкнутости физического. И более того, предлагая разбить проблему сознания на семь последовательно соединенных подпроблем, Васильев подводит нас к собственному варианту решения проблемы сознания. Здесь мы имеем дело с полновесным философским трактатом: даны основные определения, обоснован собственный метод исследования, на основе которого дедуцированы основные принципы, из которых выводятся положения о природе сознания. А ответы на возможные критические замечания к каждому шагу делают концептуальное построение логически завершенным. Все это говорит в пользу того, что книга «Сознание и вещи» является большим событием в нашей философии, ее чтение — без всякого сомнения — доставит удовольствие людям, влюбленным в философию.
О сознании, гениальности и принципах работы мозга.
Пару дней назад (19.11.2013; примерно 21.00) краем глаза "просмотрел" отр. из сегодняшней программы на канале "Культура" о гениальности человека. Один из участников - д.биол.н. С.В.Савельев. Амбивалентен... Но его идея о структурах мозга (гениальность как наличие особых мозговых структур, гениальность как организация мозга) - понравилась.
В концепции С.Савельева (или даже совр. нейробиологии) это можно соотнести с тремя типами мозговых структур: животной ("инстинкты" (питание, размножение, доминантность), самый древний отделы мозга, мозжечок), социальной (рассудок, неокортекс) и "гениальной" (= "духовной", новейшие структуры мозга, конфигурации в неокортексте, возможно уже генетически передаются)...
Лет 10 назад я написал текст, в котором я сформулировал тезис о "трех рождениях" человека...
Уж если вспоминать историю, тогда Ваша концепция сподвигла меня на более расширенную концепцию - о "четырех рождениях человека": тела, души, духа и мудрости. Я тоже написал тогда ряд статей на эту тему. И даже по этому поводу состоялась дискуссия. Желающих отсылаю сюда: http://integral-community.ru/forum....8a81eab
СБ, в данном случае я указал на удивительное соответствие своих и С.В.Савельева тезисов. Его книжку прочитал.
Более точно 3 мозговые системы: лимбическая система (бессознательное, "хочу"), неокортекс (рассудок, "надо"), мета-структуры коры (как основа гениальности, личностности).
У него сделана принципиально новая попытка соотнесения развития нашего мозга с эволюцией (особенно в книгах 2005, 2010 гг. о "происхождении мозга"). Понятно, что этого нельзя было сделать раньше, т.к. не было технологий исследования мозга: томография и пр.). При этом получила подтверждение и обоснование a la фрейдовская гипотеза о наличии у нас "подсознания" (точнее - бессознательного).
Но м.б. главное: подтверждение общей гипотезы Канта о "субъективности" нашего восприятия мира, его зависимости (восприятия) от эпигенезиса мозговых структур, которые, по сути дела, никак напрямую не связаны с миром (физиологически), а образуют замкнутую систему (в частности, изначальное развитие нашего мозга (полушарий) произошло (это его гипотеза) из обонятельных мозговых структур рептилий, а не от визуально-слуховых структур птиц).
Их (Библера) методология основана на том, что любая объясняющая конструкция (в том числе и теория опыта) должна восходить к первононачалу, или безусловному, которое - a la гегелевский мыслительный ход - содержит в себе исходное противоречие, которое и обеспечивает последующее "движение" (саморазвитие) этого начала.
Возможно это справедливо для развития теории, точнее для ее (развития) логической реконструкции, но "искать" такое начало-противоречие в реале и подгонять под это все остальное кажется слишком уж надуманным.
Вот печальная статье о разрушении дома Канта, но что делает этот текст еще печальнее, что в нем перепутаны (к сожалению) даты рождения и смерти Канта. Кант родился 22 апреля (1724 г.): http://realty.newsru.com/article....=%5B%5D
Это косвенно говорит и о нас с Вами как частице сообщества кантоведов/кантианцев.
Этим летом побывал в музее-усадьбе "Ясная поляна". Впечатление потрясающее, забота и порядок, плюс целая школа толстоведов, плюс яснополянский ежегодник, плюс вокруг какие-то живые толстовцы, плюс охрана от нуворшей. Приятно.
Побывал также в квартире-музее А.Ф. Лосева в Москве. Не так монументально, но все же два этажа, дворик с бюстом, лосевское общество, издания, конференции и т.д. Тоже приятно.
Владимир Константинович АнисимовВ ходе дискуссии статуса на стене Сергей Катречко 2 января по поводу подведения им интеллектуальных итогов 2013 г., в котором Сергей Леонидович тезисно изложил свое понимание трансцендентализма Канта, в дискуссии с участием Анатолий Ахутин, Максим Доброхотов и моим в те замечательные новогодние дни родился некий замысел со-местных онлайн раз-мышлений на FB и других платформах в 2014 году:
1. Обсудить и поразмышлять - в форме нечто онлайн семинара - над проблемами трансценденталий, прежде всего метафизики эмпирического vs. трансцендентального, опытного и теоретического знания и познания и других связанных с ними вопросов эпистимологии, теории познания и метафилософии. Для этого 1.1. значительно расширить круг оригинальных концепций философов разных стран и разных эпох: от Аль-Фаради, Авиценны, Галилея до Ньютона, шотландской философской школы, Дж.Беркли ( Трактат о началах человеческого знания) -Д. Юма (Трактат о человеческой природе и др.) - И. Канта (КЧР и др.) - А. Бергсона (Творческая жволюция и др.) -Ж. Делеза ("Кино" и др.), а также Э. Гуссерля - М. Хайдеггера (Бытие и время) -Э.Маха -В.Вундта (Система философии) -А.Эйнштейна (специальная теория относительности) - критического реализма Н.Гартмана (К основоположению онтологии) - Л. Витгенштейна и русских философов XIX - начала XX века (Н.О.Лосский, С.Л.Франк, А.А. Богданов и др.).
Такой регрессивный анализ предполагает ПРЕДМЕТНЫЙ поиск решения ключевых проблем эпистемологии и человекознания, по пути устраняющий заблуждения наивной сеченовско-павловской физиологии и психологии (Л.С.Выготский и т.наз "советская психология" и т.называемой ленинской "теории отражения", примитивизирующих как реальные процессы познания мира животными и людьми, так и взаимодействие индуктивной и силлогистической логики в теории познания.
1.2. Естественно, что при таком широком обзоре РАЗНЫХ МЕТАФИЗИК необходимо сосредоточиться на весьма четко определенной проблематике. Поскольку даже в упомянутой онлайн-дискуссии в очень узком кругу участников проявились существенно РАЗНЫЕ понимания весьма сложной по структуре трансцендентальной метафизики и "современного трансцендентализма" одна из ветвей дискуссии привела к: 1.2.1. идее расширить интерфейсы форума "Современный трансцендентализм" на ucoz.ru и FB интерактивными возможностями Wikia - на ru.transcendent.wikia.com, ru.metaphilosophy.wikia.com и аналогичных созданных в этих целях СТРАНИЦАХ. 1.2.2. Сосредоточить внимание участников семинара на проблемах, имеющих важное мировоззренческое значение, вопросах существенных изменений за минувшее в физической и информационной картинах мира, в решении проблем физического и трансцендентального времени, пространств реальной и виртуальной жизнедеятельности людей в связи с мощным развитием кино- и телеиндустрии и социальных сетей интернета.
2. Попытаться осмыслить аристотелевские категории пространства, времени и места (положения) и их развитие указанными выше авторами. Основным материалом регерессивного анализа этих принять концепции Юма-Канта-Бергсона и их выражение в философии Жиля Делеза, в частности в его книге "Кино". 2.1. Создать специальную группу на FB по п.2. - ЗАКРЫТУЮ группу "История, Философия и Психология Искусства кино - Philosophy and Psychology of Art Cinema"https://www.facebook.com/groups/683551465012724/ с участием деятелей искусства кино, театра, телевидения, философов и психологов -(создана 13.01.2014).
3. Открыть онлайн-семинар в данной inegral.ontolog группе по примерной теме: "О физическом времени бытия человека и о его субъективном восприятии времени и пространства в философиях и психологиях нового времени и теперь" с параллельным развитием страниц, развивающих и.\или аналогичных ru.metaphilosophy.wikia.com.
4. Начать публикацию разделов и глав книг А.Бергсона, Ж.Делёза и др. в обеих группах и на Wikia по мере продвижения со-вместной работы желающих участвовать в его работе.
На лекции философов Александра Писарева, Александра Ветушинского, Полины Хановой и Алексея Салина речь пойдет об основных положениях и различиях спекулятивного реализма (К. Мейясу, Р. Брасье) и гибридной социологии (Б. Латур, Дж. Ло).
Если спекулятивный реализм – это осмысление материи и реальности безотносительно участия человеческого субъекта, то в гибридной социологии объекты уравнены в правах с субъектами. Они, так же, как и люди, являются вовлеченными в действие, и те, и другие в этом случае рассматриваются как узлы гибридной сети, а модернистская дихотомия субъекта и объекта устраняется. Вход свободный
Недоступность внутри: человек перфорированный и человек сплетенный Александр Писарев, МГУ Случайные связи или случайные разрывы: между сложением и вычитанием. Прорываться к абсолюту, преодолевая человеческое проклятие Мидаса, преодолевать худший из аргументов, обеспечивая возможность невозможного соизмерения концептуальных ресурсов и реального, в котором для человека нет места, или давать голос самим вещам, прослеживая цепочки, в которых навязывается равноправие человеческого и не-человеческого? В зависимости от мотивов и контекста каждая из этих задач представляет отдельный вариант проработки квазикантианской схемы, в которой любая встреча с миром опосредуется и организуется третьей инстанцией. Мы рассмотрим спекулятивный и эмпирический варианты развязывания этого узла и сопряженные с ним переработки понятий контингентности и события. • Brassier R. Concepts and objects // The Speculative Turn: Continental Materialism and Realism, 2011. • Hallward P. Badiou: A Subject to Truth, 2003. • Meillassoux Q. After Finitude: An Essay on the Necessity of the Contingency, 2006. • Latour B. A few clarifications plus more than a few complications // Soziale Welt 47(4), 1993. • Latour B. Why Has Critique Run out of Steam? From Matters of Fact to Matters of Concern, 2003. • Латур Б. Нового времени не было: Эссе по симметричной антропологии. СПб, 2006.
Полина Ханова, МГУ Сверхъестественный ужас и weird-объекты: постчеловеческий реализм. Weird-объекты, моменты сверхъестественного ужаса, ночные кошмары и безумие - разрывы в поле трансцендентального синтеза, которые подрывают основной мотив критической философии - идею человеческого, выстроенную как бастион защиты от безумия. Условия, по которым играет разум, приводят к тому, что реализм оказывается несовместимым с разумом, и в этом смысле задача построения реализма совпадает с задачей прекращения человеческого и погружения в мир, где человеческий разум - всего лишь гниющий цветок на теле клубящегося материального хаоса. • Woodard Ben. Mad Speculation and Absolute Inhumanism: Lovecraft, Ligotti, and the Weirding of Philosophy // continent. 1.1. 2011. PP. 3-13. • Harman Graham. Weird Realism: Lovecraft and Philosophy. Winchester: Zero Books, 2012. • Thacker Eugene. In the Dust of This Planet. Winchester: Zero Books, 2011. • Ligotti Thomas. Assorted works
Александр Ветушинский, МГУ Гуманизм по ту сторону человеческой исключительности Однажды Бердяев заметил, что христианской философия стала лишь начиная с Нового времени. Это поставило перед Бердяевым определенную задачу – трактовать проекты гуманизации и секуляризации как христианские в своей основе. Но поставить их рядом с христианством означает вскрыть, сделать видимой принципиальную связь между христианством и атеизмом. Но если секулярная новоевропейская философия – христианская по своему духу, то что же из такой оптики можно сказать о современном онтологическом повороте? И здесь можно предложить радикальный тезис: вся современная философия является комментарием к догмату троичности, это еще более радикальный отказ от христианства, совпадающий с еще более глубоким погружением в него. «Нераздельно и неслиянно» – это и есть девиз всех современных сетевых онтологий. На что в таком случае может рассчитывать гуманизм? Возможен ли он за пределами человеческой исключительности?
Алексей Салин, МГУ Вступая в коммуникацию с нечеловеческим. В герменевтике сегодня стоит вопрос о возможности выхода из антропоцентристской метафизики. Возможность для этого сегодня предоставляют акторно-сетевые подходы. В данной лекции на примере видеоигр будет показано, как работа с взаимодействием человека и машины может ответить на классические герменевтические вопросы. • Латур Б. Наука в действии. СПб., 2013. • Латур Б. Нового времени не было. СПб. 2006. • Хабермас Ю. Философский дискурс о модерне, 2003. • Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие, 2000. • Habermas J. Nachmetaphysisches Denken, 1988. • Jürgen Habermas und die Kritik am Universalitätsanspruch der Hermeneutik, 2010. • Simon B. Human, all too non-Human: Coop AI and the Conversation of Action // Situated Play, Proceedings of DiGRA 2007 Conference.
ПЛАТON24 - это по-своему уникальный проект, основные идеи и цели которого - артикуляция и трансляция для многомиллионной интернет - аудитории мыслей, идей, концепций великого философа античности Платона, тексты которого посвящены многим социальным проблемам и современного общества, к которым относятся потеря доверия между людьми, конфликтность, отчуждение, равнодушие и многое другое.
Безусловным мотивом для этого проекта является промоушен, популяризация, продвижение философских текстов вообще, и Платона в частности.
Форма перформанса – «философская вахта», или круглосуточное чтение и обсуждение фрагментов текстов Платона, с беспрерывной онлайн видео -трансляцией в интернет на протяжение ЦЕЛЫХ СУТОК.
В течение 24 часов прозвучат фрагменты знаменитых диалогов «Федр», «Апология Сократа», «Федон», «Государство», «Пир», «Критий»…
К участию в проекте приглашаются все желающие, хотя организаторы понимают, что обозначенная тема не входит в топовую десятку интересов современного человека. И все же…такой проект может быть интересен!
В первую очередь, почитателям Платона, для которых важно, чтобы слово философа звучало (если не в эфире FM радиостанций, то, как минимум, посредством элементарных публичных чтений). Наверняка есть те, кто хотел бы, благодаря счастливому случаю, погрузиться в мысль античного философа и соотнести ее с собственным мировосприятием, те, кто не сомневается в авторитете Платона как учителя мудрости. Есть, наверняка, и просто любители хороших авантюр, для которых важен мотив организаторов, драйвовая форма действия и оригинальность идеи в нашем современном мире.
Я хочу быть участником чтений. Для этого вам необходимо: 1. Заполнить заявку на участие (форма регистрации: https://docs.google.com/forms/d/1VN-BoANI5vLy4KPMstVE..) 2. Принять участие в обязательной подготовке 15 и 16 ноября с 12 до 18ч в семинаре «Актуальный Платон», включающий мастер-классы: ► «Учимся читать Платона: выделение ключевых моментов и их интонационная передача» ► «Активное внимание и дикция, репетиция перформанса»
Адрес: г. Москва, ул. Старая Басманная, д.12, стр. 2,(вход в арку дома 10, стр.2), метро «Курская», «Красные Ворота»
Организаторы и партнеры философского перформанса: Культурный центр “Новый Акрополь”, Российская Государственная Библиотека, телекоммуникационная компания “Интернет-Космос”.
"... Следовательно, мы имеем право сказать, что первая кантовская «Критика», справедливо рассматриваемая как самая важная работа в философии Нового времени, представляет собой гигантское методологическое исследование и, не сводя всю философию к методологии, безусловно возводит методологическое исследование в статус рассуждения, предшествующего дальнейшему философскому исследованию."
«Новые реалисты» были воспитаны континентальной философией, для которой антиреализм имел гораздо большее значение, нежели для философии аналитической[iv]. Обе традиции разделяли допущение о том, что «вещи в себе» нет, а есть только феномены, опосредованные (или созданные) нашими концептуальными схемами и перцептивными аппаратами, и именно в этом смысле обе традиции были заинтересованы в «лингвистическом повороте».Однако лингвистический поворот был результатом поворота концептуального, для которого в свою очередь было характерно господство концепта при «конструировании»опыта (см. [Макдауэл 1994]), а не при его «реконструировании» в научном или философском описании, что, обратим внимание, могло быть вполне обоснованным.
И аналитический, и континентальный антиреализм нашли мощное теоретическое оправдание в позиции, представляющей собой мейнстрим современной философии, – в КОНСТРУКТИВИЗМЕ [vi], основные принципы которого заключаются в утверждении, что наши концептуальные схемы и перцептивные аппараты играют конститутивную роль по отношению к реальности. Эта позиция впервые появляется у Декарта и достигает своей кульминации у Канта, в дальнейшем она предстает в нигилистическом смысле у Ницше, после чего приобретает специфическое эпистемологическое, герменевтическое или психологическое значение. Основная идея этой функции мысли, которую я предлагаю назвать ДЕКАНТОМ, состоит из двух утверждений. Первое состоит в том, что мы прямо связаны с нашим cogito и лишь опосредованно с миром; согласно же второму опосредование, совершаемое мыслью и чувствами, делает так, чтобы вся реальность в целом оказалась в итоге каким-либо образом разумозависимой.
Бактерии превратили в аналоговые запоминающие устройстваИзображение: Mojtaba Amin
Американские ученые превратили бактерии в запоминающие устройства, изменив геном кишечной палочки. Память на них долго хранится, легко извлекается и стирается, что делает ее идеальным инструментом для датчиков экологического и медицинского мониторинга. О новой технологии сообщается в журнале Science.
Предыдущие попытки хранить информацию в геномах бактерий опирались на цифровую память — и поэтому функционировали по принципу «все или ничего»: организмы запоминали, случилось ли некое событие или нет. Тимоти Лю (Timothy Lu) и его коллеги из Массачусетского технологического института разработали систему хранения аналоговой памяти: она способна фиксировать, насколько сильным было внешнее воздействие и сколько оно продлилось. Для этого ученые создали «геномный магнитофон», позволяющий записывать информацию в любой участок генома. Они заставили клетки вырабатывать фермент рекомбиназу, который может вставить последовательность ДНК в заданное место генома клетки. Производится же фермент лишь при контакте с предзаданным сигналом (определенная молекула или вспышка света).
Рекомбиназа может поставить ДНК в любую точку генома. «Поэтому мы и назвали устройство "магнитофоном" — мы можем решать, куда именно записывать сигнал», — поясняет Лю.
Таким образом зафиксированная память хранится в генах бактерий и передается из поколения в поколение. Извлечь ее можно двумя способами. Если ДНК вставили в нефункциональную часть генома, потребуется его секвенировать. Если же, например, новая последовательность ДНК включила ген сопротивляемости антибиотикам, ученые могут подвергнуть бактерии воздействию этих веществ и проследить, сколько организмов выжило (благодаря гену). Полученная пропорция позволит определить силу и продолжительность исходного сигнала, запустившего запись ДНК.
Стирать же память можно, заставив клетки включить в тот же участок генома другой фрагмент ДНК аналогичным способом. Бактериальные устройства памяти можно использовать в датчиках, ведущих мониторинг окружающей среды. Также их можно поместить в кишечник человека, где микробы будут следить, сколько жиров и сахара попадает в организм или предупреждать о воспалительных процессах. Пригодятся такие устройства памяти и в биологических компьютерах.
"The annual $1 Million Berggruen Philosophy Prize. The prize will reward a living thinker whose ideas have deeply influenced our world. An independent and diverse jury composed of leading thinkers will award the prize."