Главная | Регистрация | Вход | RSSЧетверг, 28.03.2024, 14:20

Современный трансцендентализм

[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 4 из 4
  • «
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
Модератор форума: SergKatrechko, СБ  
Форум » Cовременный трансцендентализм » Трансцендентальная философия И.Канта (3) » Трансцендентальная философия (3.13) (Общий взгляд на (кантовский) трансцендентализм)
Трансцендентальная философия (3.13)
ktoДата: Суббота, 07.09.2013, 19:03 | Сообщение # 151
Полковник
Группа: Друзья
Сообщений: 251
Репутация: 0
Статус: Offline
Это замечание:
"Александр Шкотин Тогда лопата подходит больше - её можно передать другому (она общезначима), а глаз нельзя." не совсем верное. Сегодня медицина близка к созданию искусственного глаза, который можно передать другому как лопату.
Отличие глаза от лопаты состоит в том, что глаз, как рецептор встроен на входе в субъект, а лопата комбинирована и выполняет роль и рецептора (на входе в субъект) и мышцы (на выходе из субъекта), так как в мышцу, воздействующую на лопату, встроены рецепторы давления.


Сообщение отредактировал kto - Суббота, 07.09.2013, 21:03
 
СБДата: Воскресенье, 08.09.2013, 10:38 | Сообщение # 152
Генералиссимус
Группа: Модераторы
Сообщений: 916
Репутация: 158
Статус: Offline
Сергей, в дискуссии "Катречко - Шкотин - Колюжий - Ваня Аналитик" я полностью на Вашей стороне.
Порой чувствуется совершенное непонимание оппонентами кантовской философии. Я бы мог подключиться к их критике, но, во-первых, некоторое время буду без Интернета (не теряйте), во-вторых, в "техническом" плане совершенно не нравится скакать по разным форумам: тут отвечать Вам, там отвечать им, а потом еще и дублировать это там и тут. Надо подумать о какой-то оптимизации коммуникации.
 
SergKatrechkoДата: Воскресенье, 08.09.2013, 12:57 | Сообщение # 153
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 2209
Репутация: 397
Статус: Offline
Сергей, обсуждение кантовского трансцендентализма (точнее, моей метафоры трансцендентального как "инструмента" познания) началось в группе "Философия математики и логики" после того, как я выложил там свои тезисы на конф. по философии математики (см. ветвь 8.3 /пост № 34 - 36: http://transcendental.ucoz.ru/forum/11-34-4560-16-1378060510 ). Неожиданно там кантовская тема получила развитие, причем сразу в трех соседних ветвях FB.  В частности, в одном из комментариев, связанных с выходом еще одной моей статьи о кантовской теории опыта в последнем "Кантовском сборнике" (август 2013; http://journals.kantiana.ru/kant_collection/1110/3188/)  я написал (на тему моей метафоры) следующее (https://www.facebook.com/groups....9517005):

Сергей Катречко [перепост №126 выше: http://transcendental.ucoz.ru/forum/10-59-4561-16-1378063509 ]

В нашего форума этот фр. уже "неинтересен" (т.к. уже был отыгран выше (№146) + я добавил его в начало пред. поста, чтобы стало понятно начало обсуждения), но привожу его для полноты картины обсуждения + параллельно с этим проходило и обсуждение моих тезисов на конф. по фил. математики, где тоже время от времени выходили на обсуждение более общих вопросов трансцендентализма и философии (см. здесь:  ветвь 8.3 /пост № 34 - 36: http://transcendental.ucoz.ru/forum/11-34-4560-16-1378060510 ).

Основной площадкой для обсуждения кантовского трансцендентализма я считаю наш (этот) форум, но что делать, если обсуждение/полемика возникает и в другим местах (старюсь сообщать об этом (соответственно, там рекламирую наш форум), но, понятно, что с некоторым запозданием)?

PS. Надо иметь в виду, что из "Катречко - Шкотин - Колюжий - Ваня Аналитик" м.б. один я представляю философию, а остальные скорее "математики".
 
SergKatrechkoДата: Вторник, 14.10.2014, 13:06 | Сообщение # 154
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 2209
Репутация: 397
Статус: Offline
Специфику трансцендентальной философии можно задать через трансцендентальный метод. См. мои последние соображения по этому поводу здесь (в ветви 3.1. трансцендентального метода): http://transcendental.ucoz.ru/forum/10-7-5633-16-1413276748 и пост №241 выше.
 
SergKatrechkoДата: Суббота, 15.11.2014, 20:08 | Сообщение # 155
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 2209
Репутация: 397
Статус: Offline
Для информации. Два наиболее известных обзора кантовской (трансцендентальной) философии.

1. 1966 - http://www.jstor.org/discove....7444653

Recent Work on the Philosophy of Kant
Author(s): M. J. Scott-Taggart
Source: American Philosophical Quarterly, Vol. 3, No. 3 (Jul., 1966), pp. 171-209

2. 1982 - http://www.jstor.org/discove....7444653

Recent Work on Kant's Theoretical Philosophy
Author(s): Karl Ameriks
Source: American Philosophical Quarterly, Vol. 19, No. 1 (Jan., 1982), pp. 1-24

3. 2014 - ?? (есть несколько обзор 2010 и выше, но в основном по аналитической философии). См. обзоры Хоуэлла (след. пост) и Вестфаля (см. спойлер).

PS. Mikeura рекомендует использовать libgen.org для возможного скачивания статей. Это работает. Спасибо ему!
 
SergKatrechkoДата: Вторник, 18.11.2014, 04:24 | Сообщение # 156
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 2209
Репутация: 397
Статус: Offline
Продолжу. Нашел некоторый обзор совр. (аналитического) кантоведения от Р.Хауэлла (2013).

Robert Howell  Kant and Kantian Themes in Recent Analytic Philosophy (pages 42–47)

http://onlinelibrary.wiley.com/doi....ssuetoc

См. приложение.
Прикрепления: 6888493.pdf (108.8 Kb)
 
SergKatrechkoДата: Воскресенье, 23.11.2014, 21:37 | Сообщение # 157
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 2209
Репутация: 397
Статус: Offline
Еще одно определение трансцендентальной философии от Канта (идущее от понимания онтологии как учения о вещах в общем Вольфа-Баумгартнера)

Пока только на английском:

A science of things in general really abstracts from all differences and determinations of things as objects (Gegenstände) and concerns therefore only pure reason: Transcendental philosophy'.

(Kant, Reflexionen, R5129, in Kants gesammelte Schriften, vol. 17, also cited by Hinske, Kants Weg zur Transzendentalphilosophie)

= «наука о вещах вообще действительно абстрагируется от всех различий и определений вещей как объектов (Gegenstände) и имеет дело лишь с чистым разумом: [это - ] трансцендентальная философия»

очень коррелирует с определением ТФ из 1-го изд. Критики: наука об априорных формах, применительно к вещам вообще.
 
SergKatrechkoДата: Четверг, 11.12.2014, 17:13 | Сообщение # 158
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 2209
Репутация: 397
Статус: Offline
Вот, кстати, неплохой "взгляд" на кантовский трансцендентализм (хотя и от не специалиста - кантоведа). См. особенно посл.абзац.


Erik Stenius, Wittgenstein's Tractatus: A Critical Exposition of Its Main Lines of Thought, 1960.

XI WITTGENSTEIN AS A KANTIAN PHILOSOPHER ( http://www.ditext.com/stenius/11.html )


Kantianism has been called 'Critical Idealism' or 'Transcendental Idealism'. This terminology emphasizes the fact that Kantianism is an 'idealistic' philosophy in the restricted sense that the form of experience, but only the form is imposed on the world of experience by the structure of the human mind. In a way the form of experience can therefore be said to be 'subjective', but 'subjective' only in a 'metaphysical' or 'transcendental' sense, since the 'subject', the 'ego', as we ordinarily conceive of it, is not this 'metaphysical' or 'transcendental' subject but an object in the world of experience, that is, an object in a world which already has the 'form' prescribed by the mind of the metaphysical subject.

Автоперевод (моя небольшая правка): Кантианство был назван «критического идеализма» или «трансцендентального идеализма». Эта терминология подчеркивает тот факт, что кантианство является идеалистической "философии в узком смысле, что форма опыта, но только форма, навязана миру опыта структурой человеческого разума. В некотором смысле формы опыта, тем самым можно сказать, являются "субъективными", но "субъективно" только в "метафизическом" или "трансцендентальном" смысле, так как это не "субъект", "эго", как мы обычно себе ним, но "метафизический" или "трансцендентальный" субъект, а объектом в мире опыта, то есть объект в мире, который уже имеет« формы », предписанный виду метафизического субъекта.

Хотел бы обратить внимание на следующую важную хар-ку трансцендентального идеализма Канта:

In a way the form of experience can therefore be said to be 'subjective', but 'subjective' only in a 'metaphysical' or 'transcendental' sense, since the 'subject', the 'ego', as we ordinarily conceive of it, is not this 'metaphysical' or 'transcendental' subject

= Перевод + мой "встроенный" комментарий = Это идеализм, но не идеализм эмпирического субъекта (или нашего (индивидуального) эго), а идеализм "метафизического" или "трансцендентального" субъекта, т.е. трансцендентальный идеализм: идеальные (=априорные) "формы" не индивидуально-субъективны, а  транс-субъективны.
 
SergKatrechkoДата: Четверг, 25.12.2014, 22:56 | Сообщение # 159
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 2209
Репутация: 397
Статус: Offline
Кое-что о моем понимании трансцендентальной философии (соотношении концепций Канта и Беркли) и полемике (хотя уровень еще тот) см. здесь: http://ru-philosophy.livejournal.com/1578923.html 

(мой основной комментарий: http://ru-philosophy.livejournal.com/1578923.html?edit=42890155 )
 
SergKatrechkoДата: Вторник, 06.01.2015, 00:54 | Сообщение # 160
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 2209
Репутация: 397
Статус: Offline
Как можно понимать трансцендентализм Канта?

В постах №№202-203 ( http://transcendental.ucoz.ru/forum/10-78-5962-16-1416275141 и http://transcendental.ucoz.ru/forum/10-78-5963-16-1416312725 ) я уже говорил о статье Р.Хауэлла (1981, Dialectica) (см. также пост выше об обзоре Хауэлла совр.кантоведения).

Robert Howell "Kant's First-Critique Theory of the Transcendental  Object"
http://philosophy.ru/library....ell.pdf (сокр)
http://philosophy.ru/library....ell.pdf (полн)

Там он приводит интересную "логическую" (семантическую) конструкцию: различение de re vs. de dicto.
В первом случае говорится о конкретном объекте (предмете) ("Оля хочет жениться на англичанине (точнее, на человеке,который является англичанином)", во - втором (de dicto) лишь об общем желании (жениться на англичанине, но конкретного человека (=вещи) еще нет).

Тогда позицию трансцендентализма по отношению к наивному эмпиризму можно трактовать как переход от модальности de re (разговор о вещах) к модальности de dicto: мы лишь предполагаем (или сами конституируем) наличие вещей (посредством имеющегося у нас концепта "трансцендентального объекта" или "объекта вообще" - см. В126), хотя как таковые они не существуют (логически нельзя сказать, что наши суждения начинаются с квантора существования "Существует Х, такой, что...)

А, соответственно, трансцендентальная дедукция (как обоснование) выступает как обоснование обратного перехода от de dicto (гипотетическое предположение существования вещей) к de re: эмпирическое применение категорий.

PS. Мой "ход" на эту тему состоял в том, что можно выделить уровень "смысла" (интенциональной реальности; модальность de dicto), которая указывает на принимаемый эмпириками уровень "референции" (модальность de re)
 
SergKatrechkoДата: Четверг, 08.01.2015, 17:39 | Сообщение # 161
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 2209
Репутация: 397
Статус: Offline
См. о моем понимании сути ТФ в посте: http://transcendental.ucoz.ru/forum/23-104-6229-16-1420727805
+ перепост здесь: http://transcendental.ucoz.ru/forum/10-39-6231-16-1420728125
++ спойлер ниже:

 
SergKatrechkoДата: Среда, 25.02.2015, 20:00 | Сообщение # 162
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 2209
Репутация: 397
Статус: Offline
http://www.press.uchicago.edu/ucp/books/book/chicago/P/bo19804619.html

The Powers of Pure Reason KANT AND THE IDEA OF COSMIC PHILOSOPHY

ALFREDO FERRARIN

"The Critique of Pure Reason—Kant’s First Critique—is one of the most studied texts in intellectual history, but as Alfredo Ferrarin points out in this radically original book, most of that study has focused only on very select parts. Likewise, Kant’s oeuvre as a whole has been compartmentalized, the three Critiques held in rigid isolation from one another. Working against the standard reading of Kant that such compartmentalization has produced, The Powers of Pure Reason explores forgotten parts of the First Critique in order to find an exciting, new, and ultimately central set of concerns by which to read all of Kant’s works.
Ferrarin blows the dust off of two egregiously overlooked sections of the First Critique—the Transcendental Dialectic and the Doctrine of Method. There he discovers what he argues is the Critique’s greatest achievement: a conception of the unity of reason and an exploration of the powers it has to reach beyond itself and legislate over the world. With this in mind, Ferrarin dismantles the common vision of Kant as a philosopher writing separately on epistemology, ethics, and aesthetics and natural teleology, showing that the three Critiques are united by this underlying theme: the autonomy and teleology of reason, its power and ends. The result is a refreshing new view of Kant, and of reason itself."
 
SergKatrechkoДата: Понедельник, 29.06.2015, 14:07 | Сообщение # 163
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 2209
Репутация: 397
Статус: Offline
http://ukcatalogue.oup.com/product/9780198724872.do (в принципе, отдельные главы доступны для чтения/скачивания)

The Transcendental Turn

Edited by Sebastian Gardner and Matthew Grist

Original work on a key period in the development of modern philosophyWritten by a team of leading experts
Kant's influence on the history of philosophy is vast and protean. The transcendental turn denotes one of its most important forms, defined by the notion that Kant's deepest insight should not be identified with any specific epistemological or metaphysical doctrine, but rather concerns the fundamental standpoint and terms of reference of philosophical enquiry. To take the transcendental turn is not to endorse any of Kant's specific teachings, but to accept that the Copernican revolution announced in the Preface of the Critique of Pure Reason sets philosophy on a new footing and constitutes the proper starting point of philosophical reflection.

The aim of this volume is to map the historical trajectory of transcendental philosophy and the major forms that it has taken. The contributions, from leading contemporary scholars, focus on the question of what the transcendental turn consists in—its motivation, justification, and implications; and the limitations and problems which it arguably confronts—with reference to the relevant major figures in modern philosophy, including Kant, Fichte, Hegel, Nietzsche, Husserl, Heidegger, Merleau-Ponty, and Wittgenstein. Central themes and topics discussed include the distinction of realism from idealism, the relation of transcendental to absolute idealism, the question of how transcendental conclusions stand in relation to (and whether they can be made compatible with) naturalism, the application of transcendental thought to foundational issues in ethics, and the problematic relation of phenomenology to transcendental enquiry.

Readership: Scholars and advanced students in metaphysics, epistemology, and the history of modern philosophy.

Sebastian Gardner: Introduction: The Transcendental Turn
1: Henry E. Allison: From Transcendental Realism to Transcendental Idealism: The Nature and Significance of Kant's 'Transcendental Turn'
2: Karl Ameriks: On Reconciling the Transcendental Turn with Kant's Idealism
3: Paul Abela: Kant, Naturalism, and the Reach of Practical Reason
4: Daniel Breazeale: The 'Synthetic-Genetic Method' of Transcendental Philosophy: Kantian Questions/Fichtean Answers
5: Rolf-Peter Horstmann: Fichte's Anti-Skeptical Programme: On the Anti-Skeptical Strategies in Fichte's Presentations of the Wissenschaftslehre 1794 to 1801/02
6: Paul Guyer: Fichte's Transcendental Ethics
7: Robert Pippin: Finite and Absolute Idealism: The Transcendental and the Metaphysical Hegel
8: Stephen Houlgate: Is Hegel's Phenomenology of Spirit an Essay in Transcendental Argument?
9: Béatrice Han-Pile: Transcendental Aspects, Ontological Commitments, and Naturalistic Elements in Nietzsche's Thought
10: Dan Zahavi: Husserl and the Transcendental
11: Steven Crowell: Phenomenology and Transcendental Philosophy: Making Meaning Thematic
12: Taylor Carman: Heidegger on Unconcealment and Correctness
13: Cristina Lafont: Transcendental versus Hermeneutic Phenomenology in Being and Time
14: Sebastian Gardner: Merleau-Ponty's Transcendental Theory of Perception
15: Stephen Mulhall: 'Hopelessly Strange': Bernard Williams' Portrait of Wittgenstein as a Transcendental Idealist
16: Wayne M. Martin: Stoic Transcendentalism and the Doctrine of Oikeiosis
 
Форум » Cовременный трансцендентализм » Трансцендентальная философия И.Канта (3) » Трансцендентальная философия (3.13) (Общий взгляд на (кантовский) трансцендентализм)
  • Страница 4 из 4
  • «
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
Поиск:


Работа форума поддержана грантом РГНФ № 12–03–00503
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz